click fraud detection

В Верховную Раду внесен проект закона изменений в Налоговый кодекс Украины

В Верховную Раду внесен проект закона изменений в Налоговый кодекс Украины относительно стимулирования детенизации (равных условий ведения бизнеса) доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества». Законопроект 3928-1 от 06.08.2020 года.

Ставка налога от сдачи имущества в аренду уменьшится в половину до 2,5%. на доходы от сдачи в аренду жилой недвижимости

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Закона Украины О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно стимулирования детенизации доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества

  1. Обоснование необходимости принятия законопроекта

Уровень тенизации экономики по данным аналитики составляет четвертую часть от официального ВВП Украины, или 846 млрд гривен. Значительную долю в указанном секторе составляют операции, связанные с арендой недвижимости на отечественном рынке.

С другой стороны, за время карантина, введенного Кабинетом Министров Украины в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19), доходы физических лиц от сдачи в аренду недвижимости значительно снизились.  А потому, очерченный сегмент продолжает работать прозрачно и платит налоги, нуждается в дополнительной поддержке со стороны государства.

Если проанализировать международный опыт налогообложения доходов от сдачи недвижимости в аренду, на первый взгляд кажется, что условия являются более жесткими, чем в Украине.  Так, например, в Италии ставка налога достигает 40%, в Соединенном королевстве Великобритании и Северной Ирландии (далее Великобритания) – может достигать и 45%, однако доход в таком случае должна превышать £ 150,000 в год (почти 5500000. грн.  ). Однако базовая ставка исследуемого налога составляет 20% и коррелируется на размер получаемого дохода в сдаче в аренду недвижимости, в данном случае от £ 12,501 до £ 50,000 (от 452 568 грн. До 1810128 грн. Включительно).  В случае получения доходов в размере ниже £ 12,501в год, такой доход облагается налогом по «0» ставке.  Подобный подход применяется и в Турции: так базовая ставка налога составляет 15%, при этом освобождается от налогообложения доходов физических лиц от сдачи в аренду жилой недвижимости в размере не выше 3.800 турецких лир в год (15080 грн.), И 30.000 турецких лир (119 057  грн.) для коммерческой – соответственно.

В Грузии установлена ​​пониженная особая ставка в размере 5% для доходов физических лиц “в результате предоставления жилых квартир (домов) и закрепленных за ними земельных участков, а также автотранспортных средств» (при базовой ставке налога 20%).

Таким образом, в большинстве развитых стран, привлекательных с точки зрения приобретения недвижимости для последующей сдачи в аренду, во-первых, действует прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц, во-вторых, предусмотрена возможность применения пониженной ставки налога на доходы от сдачи в аренду жилой недвижимости или вообще применение ставки 0%.

Средняя стоимость аренды жилой недвижимости в Украине составляет 4500 грн.  / месяц, что в итоге составляет 45000 грн.  / год.  В итоге, базовый уровень доходов, является наиболее вероятным для сравнения с отечественным рынком аренды недвижимости, отвечает стоимостном лаге, предусматривающий возможность применения «0» ставки налога.

Несмотря на приведенные аргументы считаем целесообразным использовать пример Грузии, и закрепить размер налога на доходы физических лиц из числа резидентов в размере 5%.  При этом установить пониженную ставку налога в размере 2,5% на доходы от сдачи в аренду жилой недвижимости для дополнительного стимулирования участников рынка на время адаптивного периода сроком до 1 января 2022 года.

В то же время, Директива (ЕС) 2015/849 Европейского парламента и Совета от 20 мая 2015 «О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денег и финансирования терроризма», предусматривающий, в частности, возможность отнесения к отчитывающихся субъектов агентов по аренде недвижимости (8 абзац  преамбулы).

Поэтому, для системного внедрения предложенных изменений и достижения ожидаемых результатов – предлагаем повысить размер штрафов за нарушение порядка и / или сроков представления информации об удостоверении договоров аренды объектов недвижимости нотариусами, а также порядка и / или сроков представления информации о заключенных при его  посредничестве гражданско-правовые договоры (соглашения) об аренде недвижимости риэлторов, соответственно.

Стоит отметить, что данный законопроект является альтернативным проекту Закона Украины «О внесении изменений в статью 170 Налогового кодекса Украины» (регистрационный № 3928 от 22.07.2020 года).

  1. Цели и задачи законопроекта

Законопроект разработан с целью стимулирования детенизации доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества и одновременного уменьшения налоговой нагрузки на арендодателей из числа резидентов Украины.

Обозначенная цель законопроекта достигается в том числе за счет выполнения следующих задач:

  •  установление пониженной ставки налога на доходы физических лиц для резидентов Украины относительно операций по предоставлению в аренду недвижимости;
  •  установить повышении штрафы за нарушение порядка и / или сроков представления информации об удостоверении договоров аренды объектов недвижимости нотариусами, а также за нарушение порядка и / или сроков представления информации о заключенных при его посредничестве гражданско-правовые договоры (соглашения) об аренде недвижимости риэлтор .
  1. Общая характеристика и основные положения законопроекта законопроектом предлагается
  • внести изменения в подпункт 170.1.4.  пункта 170.1 статьи 170 Налогового кодекса Украины и закрепить ставку налога в размере, определенном пунктом 167.2.  статьи 167 настоящего Кодекса, на доходы физических лиц от предоставления в аренду недвижимости резидентами Украины, включая (эмфитевзис) земельного участка сельскохозяйственного назначения, земельной доли (пая), имущественного пая, а также от предоставления в аренду других объектов недвижимости (включая земельный участок  , находящийся под такой недвижимостью, или приусадебный участок)
  • дополнить подраздел 1 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины пунктом 14 по установлению временно на период до 1 января 2022 половинного размера ставки, установленной в пункте 167.2 статьи 167 настоящего Кодекса на доходы, указанные в подпункте 170.1.2 пункта 170.1 статьи 170  налогового кодекса Украины,
  • от сдачи в наем (аренду) жилой недвижимости лицу, которое не является налоговым агентом.
  • внести изменения в ст.  119-1 по повышению размера штрафов за нарушение порядка и / или сроков представления информации об удостоверении договоров аренды объектов недвижимости нотариусами, а также за нарушение порядка и / или сроков представления информации о заключенных при его посредничестве гражданско-правовые договоры (соглашения) о  аренду недвижимости риэлтор: с 680 грн.  до 1020 грн.  и с 1360 до 2040 грн.  при повторном правонарушении, соответственно.
  1. Состояние нормативно-правовой базы в этой сфере правового регулирования Основными нормативными актами в этой сфере правового регулирования является Конституция Украины, Налоговый кодекс Украины.

Внесение изменений в другие законодательные акты Украины в связи с принятием этого законопроекта не потребуетеся.

  1. Финансово-экономическое обоснование

Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из Государственного бюджета Украины.

  1. Обоснование ожидаемых социально-экономических, правовых и других последствий применения законопроекта после его принятия

Принятие указанного Закона будет способствовать стимулированию детенизации доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества и одновременного уменьшения налоговой нагрузки на арендодателей из числа резидентов Украины.

  1. Обоснование ожидаемых социально-экономических, правовых и других последствий применения законопроекта после его принятия

Принятие указанного Закона будет способствовать стимулированию детенизации доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества и одновременного уменьшения налоговой нагрузки на арендодателей из числа резидентов Украины.

Народный депутат Украины А.А.  Устенко

Касьяненко Дмитрий Леонидович

Адвокат, управляющий партнер Юридической компании "Касьяненко и партнеры". С 2002 года, Дмитрий Леонидович начал свой путь в юридической сфере, пройдя путь от ключевых позиций в бизнес-структурах до важных ролей в государственном секторе. Благодаря своему опыту, он стал известным специалистом в областях уголовного права, банковского и финансового права, хозяйственного и налогового права и процесса.

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments