click fraud detection

Особенности нового законопроекта “Про землю”: что будет с моратирием на продажу земли сельскохозяйственного назначения?

Верховной Радой был принят закон №2178-10 от партии «Слуга народа», который касается продажи земель сельскохозяйственного назначения.

Данный законопроект был рассмотрен 13 ноября, и его поддержало 240 депутатов. Закон был подан Кабинетом министров, хотя нардепами было зарегистрировано еще 10 альтернативных законопроектов.

Поддержку законопроект получил со стороны участников партии «Слуга народа» – это 227 нардепов и 13 внефракционых депутатов

→ В объяснительной записке законопроекта было указано:

«Начиная с 01.10.2020 года, будет снят запрет на отчуждение земель, которые относятся к разным формам собственности. Поэтому приобретать земли могут все украинские граждане, государство, территориальное сообщество, юридические лица, иностранцы и лица, которые не имеют гражданства, получившие участки в наследство (однако последние должны успеть выполнить отчуждение территории в течение одного года).

На территории, что относятся к государственной или коммунальной собственности, будет установлена минимальная стоимость продажи, что является стартовой суммой. Это касается тех участков, которые будут выставлены на аукционные торги».

Разберем более детально проект Закона о продаже сельскохозяйственной земли

В проекте Закона,который зарегистрирован как альтернативный к Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты» (регистрация под №2178 от 25.09.2019 года). В результате были отмечены определенные изменения, что внесены в Земельный кодекс Украины (ЗК Украины), в законы «О Государственном земельном кадастре», «О санкциях», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений», «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований», «О государственной регистрации актов гражданского состояния», «О нотариате».

Во всех этих изменениях будет учтена новая редакции ст.130 ЗК Украины, где определены будущие субъекты приобретения прав собственности на территории, что считаются собственностью сельского хозяйства (в список входят все граждане Украины, юридические лица, государство и территориальные сообщества). Общая площадь перечисленных территорий представлена в процентном соотношении по сравнению с общей площадью территорий сельскохозяйственного предназначения, которые:

  • Находятся в пределах одного территориального сообщества объединенного типа – не больше 35%.
  • Находятся в одной области или Автономной Республики Крым – не больше 8%.
  • Находятся в пределах Украины – до 0,5%.

При этом, преимущественное право приобрести указанные земли получает арендатор, при условии оплаты им цены, по которой земля продается, а в случаи продажи на аукционе – если его предложение равно с предложением,которое есть наибольшим из предложенных участниками аукциона. 

Земельный мораторий

В октябре 2001 года Верховной Радой был принят Земельный Кодекс  Украины, в результате которого были утверждены основные гарантии реализации прав на земельные участки. В этом году также были приняты некоторые запреты, что касаются отчуждения определенных территорий, принадлежащих к конкретным видам сельскохозяйственного назначения. Этот акт был отмечен в качестве временного, пока будет готовиться полноценная законодательная база для рынка земли. Несмотря на это, депутаты на протяжении долгого времени продлевали указанный срок запрета. Таким образом, продолжает действовать мораторий, согласно которому были ограничены права собственников земельных территорий, согласно Ч.1 ст.90 ЗК Украины и ст.41 Конституции Украины.

Стоит отметить, что в собственности таких владельцев на сегодняшний день находится:

  • 30,7 млн га сельскохозяйственных угодий – это 74% от общей площади всех угодий на территории государства;
  • 27,1 млн га рилли, что составляет 83,5% от общей площади всей рилли на территории нашей страны.

По окончанию 2018 года приняли решение продлить данный мораторий до 1 января 2020 года. Однако были отмечены некоторые негативные последствия, которые стали причиной продолжительного отсутствия обращения земель:

  • незаконное использование земель;
  • постоянное возрастание коррупции в земельной сфере;
  • отсутствие необходимой конкуренции и уменьшение стоимости аренды земель;
  • отсутствие регулярных денежных потоков в местные бюджеты;
  • отсутствие ипотечного кредитования под залог земли и многое другое.

Кроме того, отмечают еще одну важную особенность земельного моратория – ограничение прав собственности на земельные теории. В результате увеличивается количество поданных исковых заявлений от граждан, которые считают, что их права и интересы были нарушены. Некоторые граждане решают возникшие проблемы с помощью Европейского суда по защите прав человека.

22 мая 2018 года в ходе судебного разбирательства было принято решение – земельный мораторий считается таким, что нарушает права человека, согласно ст.1 Протокола №1 по поводу Конвенции о защите прав человека и фундаментальных свобод. Судом было указано заявление о том, чтобы украинское правительство в сжатые сроки внесло изменения, касающиеся отмены запрета на отчуждение территорий, что входят в список участков сельскохозяйственной отрасли; или внесли изменения, которые уменьшат негативные последствия на права и интересы собственников таких территорий.

В результате отмечено сразу несколько серьезных необходимостей – экономическая, социальная и правовая. Ведь на данный момент в Украине имеется достаточное количество технических предпосылок для того, чтобы наладить грамотное функционирование обращения земельных участков.

Особенности правового регулирования

Основные правила правого регулирования строго прописаны в Законе «О внесении изменений…». Причем в процессе рассмотрения берется во внимание рыночный механизм, что касается перехода прав собственности определенных территорий:

  • Начиная с 1.10.2020 года, отменяется запрет на отчуждение территорий сельскохозяйственного назначения, которые относятся к разным формам собственности.
  • Будет установлена минимальная стартовая стоимость для продажи таких участков на организованных торгах. При этом указанная цена не будет меньше представленной оценки.
  • Будет определен конкретный субъективный состав участников, которые получат право на владение территориями.
  • Ограничение на площадь всех земельных территорий, принадлежащих украинским гражданам или юридическому лицу: до 35% сельскохозяйственных территорий объединенных сообществ; до 15% территорий области и не больше 0,5% сельскохозяйственных земель Украины.
  • В результате будет установлено правило: лица без  украинского гражданства; юридические лица, чья деятельность базируется не на украинском законодательстве; иностранные государства – не могут использовать территории сельскохозяйственного сферы. В этот список не включены арендаторы, которые являются товаропроизводителями в сельскохозяйственной отрасли.
  • Лица получают право выкупить территории для дальнейшего ведения фермерского хозяйства, которые им принадлежат на праве постоянного пользования и на праве пожизненного использования. Также имеется возможность выкупить участок с рассрочкой до 5 лет за стоимостью, что соответствует нормативной оценке.
  • Государственный регистратор обязан вносить все информационные данные, касающиеся стоимости имущественных прав. Это также относится и к правам использования. Вся информация вносится в Реестр имущественных прав.
  • Принятый Закон «О санкциях» дополнен несколькими штрафами – «запрет на получение собственности на использование территорий». Данное решение было принято со стороны Президента Украины с учетом заявлений со стороны Рады национальной безопасности и обороны Украины и утверждены Верховной Радой. Санкции касаются иностранных государств, группы лиц (секторальные санкции), а также некоторых физических и юридических лиц.

Суть законопроекта №2178-10

  1. Согласно новой редакции ч.3. ст. 130 ЗК Украины «арендатор, который имеет все права использовать арендованный участок земли, может его приобрести, если данный участок будет выставлен на торги. Однако важно помнить о некоторых условиях: он должен полностью выплатить стоимость, за которую продается земля. В случае продажи участка на аукционе арендатор должен предложить сумму, что соответствует самой большой сумме, представленной другими участниками организованного аукциона». Таким образом, отмечают два возможных способа покупки – на аукционе или же без аукциона. Однако не понятно, какой именно вариант необходимо использовать в каждом отдельно взятом случае. Кроме того, вариант продажи земли на аукционе не соответствует указанному правилу, что арендатор, постоянный пользователь или совладелец имеет полное право выкупить территорию, независимо от определенных условий (аукцион и прочее).
  2. Согласно п.6-1 раздела 10 «Переходные положения» Земельного кодекса Украины «все граждане, имеющие право пользоваться землями на постоянном основании, могут приобрести территорию в рассрочку на 5 лет за ценой, что соответствует нормативной оценке, без предварительного аукциона». В роли арендатора, получившего право аренды на определенную территорию, благодаря процедуре переоформления постоянного использования участка, могут выступать не только физические, но и юридические лица. Право постоянного пользования стало доступным благодаря ЗК Украины от 1990 года. В ст.7 прописано, что в список таких лиц могут также входить сельскохозяйственные предприятия и различные организации. Поэтому в законе отмечают неравные условия для юридических лиц, которые получили территории в постоянное пользование и, которые не успели переоформить право аренды, а также тех, кто успел получить право аренды на данные участки.
  3. В п.14 раздела 10 «Переходные положения» ЗК Украины представлена информация и перечислены условия, актуальные до 1 января 2024 года. Здесь же прописано, что указанные условия не относятся к товаропроизводителям, которые работают в сельскохозяйственной отрасли, которые арендовали данные территории если:
  • после регистрации юридического лица и получения прав собственности прошло не меньше 3 лет.
  • право аренды было получено задолго до принятия указанного закона и пункта в целом.

На сегодняшний день все большее количество земель арендованы огромными предприятиями, функционирующими за счет поступления иностранного капитала, что соответствует вышеперечисленным требованиям. Таким образом, все ограничения, прописанные в абзаце 1-3, не будут распространяться на большее количество юридических лиц.

Рейтинг
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
blankЗагрузка...
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
blank

Мы используем cookie-файлы для получения информации о том, как вы используете наяш Веб-сайт. Подробней

Cookie-файлы

Мы используем cookie-файлы для получения информации о том, как вы используете наш Веб-сайт. Cookie-файлы позволяют нам обеспечить возможность использования Веб-сайта в более удобном и доступном формате. Такие файлы, как правило, не содержат какие-либо данные, которые позволили бы нам идентифицировать вас как конкретное физическое лицо. Ваши данные будут обрабатываться с использованием cookie-файлов в течение разрешенного вами периода.


Политика использования файлов Cookie / Cookie Policy
Согласие пользователя на правила пользования веб сайтом
Согласие на сбор, обработку и передачу персональных данных

Закрыть