click fraud detection

Основные моменты определения подведомственности земельных споров судам | Касьяненко и Партнеры

Земля в Украине — основное национальное богатство, особо охраняемое государством. Но при реализации своего права на землю гражданин сталкивается с огромным числом препятствий

Facebook-Logo-180x180Нормы земельных правоотношений часто противоречат другим отраслям права и внутренне не согласованы. Обобщение судебной практики движется медленно и не по всем категориям дел.

Юрисдикция: хозяйственный суд или административный

Конституционный суд Украины 01.04.2010 принял решение №10-рп/2010, в котором постановил, что производство в делах связанных с  земельными правоотношениями с участием органов местного самоуправления как субъектов властных полномочий относительно обжалования физическими и юридическими лицами его решения, действий или бездействия рассматривают административные суды, кроме публично-правовых споров, для которых закон устанавливает другой порядок судебного рассмотрения. Так как до 2010 года земельные споры главным образом рассматривали гражданские и хозяйственные суды, то трудность в определении юрисдикции судов не исчезла.

В постановлении пленума Высшего хозяйственного суда Украины №6 от 17.05.2011 первая глава посвящена подведомственности и подсудности дел в спорах о земельных отношениях.

Суд разъяснил, что подведомственность дела в споре о земельных отношениях хозяйственному суду зависит от того, частноправовой это спор или публичноправовой, а также отвечает ли состав сторон требованиям ст. 1 Хозяйственного процессуального кодекса Украины.  Также суд указал, что хозяйственные суды рассматривают только дела по частноправовым спорам о земельных отношениях, или такие, которые регулируют нормы гражданского и хозяйственного права и в связи с осуществлением имущественных прав на основе равенства.

Земельный спор будет частноправовым, если государственный орган или орган местного самоуправления вступает в гражданские и хозяйственные правоотношения, в которых субъекты равны. Поэтому дела, в которых государственные органы или органы местного самоуправления осуществляют полномочия собственника земли, при выполнении требований ст. 1 ХПК и в других частноправовых спорах подведомственны хозяйственным судам.

Также индивидуальные акты государственных органов и органов местного самоуправления, в которых те реализуют волю государства или территориальной общины как субъекта гражданско-правовых отношений и влияют на гражданские правоотношения, не считаются правовыми актами управления, так как относятся к частному праву. Соответственно, руководствуясь решением пленума ВХС, споры по обжалованию таких актов хозяйственным судам подведомственны.

Однако неясно в какой суд обращаться с иском, если требований несколько, к примеру, есть требование об отмене решения органа государственной власти и о защите прав на землю. В некоторых судах утверждают, что в таком случае истец должен обратиться в несколько судов, например, об обжаловании решения субъекта властных полномочий — в административный и в хозяйственный с просьбой расторгнуть договор об аренде.

Некоторые лица указывают в иске основные и производные требования. Так, в иске в хозяйственный суд основным называют расторжение договора аренды и дополнительным — отмену решения исполкома сельсовета. Следуя этой же схеме, можно с несколькими требования идти в административный суд, основным требованием указывая отмену решения соответствующего субъекта властных полномочий.

Позиция других судов по делам о земельных спорах

Ст. 15 Гражданского процессуального кодекса Украины предусматривает, что дела по спорам, возникающим по поводу земельных отношений с участием субъектов хозяйственной деятельности, подведомственны гражданским судам, кроме тех, что относятся к компетенции административных судов; дела по земельным спором — гражданско-правовые и рассматривают их гражданские суды. Такую позицию заняли судьи Пленума Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел №3 от 01.03.2013 в Постановлении «О некоторых вопросах юрисдикции общих судов и определения подсудности гражданских дел».

Постановление Пленума Высшего административного суда Украины №8 от 20.08.2013 «Об отдельных вопросах юрисдикции административных судов» противоречит мнению ВССУ. В соответствии с Законами Украины «О местных государственных администрациях» и «О местном самоуправлении в Украине» управление и распоряжение государственным и коммунальным имуществом есть организационно-правовая деятельность субъектов властных полномочий — органов государственной власти и местного самоуправления. Пленум ВАСУ пришел к выводу, что дела о земельных спорах физических и юридических лиц с субъектами властных полномочий, в которых обжалуются их решения, действия или бездействие, принадлежат к публично-правовым и рассматриваются административными судами.

Законодатель вряд ли скоро поставит точку в вопросе подведомственности споров о земельных отношениях с участием субъекта властных полномочий. Выбор суда важно обосновать в иске ссылками на решения высших органов судебной власти.

Касьяненко Дмитрий Леонидович

Адвокат, управляющий партнер Юридической компании "Касьяненко и партнеры". С 2002 года, Дмитрий Леонидович начал свой путь в юридической сфере, пройдя путь от ключевых позиций в бизнес-структурах до важных ролей в государственном секторе. Благодаря своему опыту, он стал известным специалистом в областях уголовного права, банковского и финансового права, хозяйственного и налогового права и процесса.

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments