click fraud detection

Новый Закон о финансовом мониторинге: что нужно знать? – Касьяненко и партнеры

28 апреля 2020 вступает в силу новый Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» ( в народе, «Закон о финансовом мониторинге»).

Новый закон значительно совершенствует процедуру финансового мониторинга и приводит ее в соответствие со стандартами финансового мониторинга европейских норм.

Основные изменения Закона о финансовом мониторинге:

  1. Финансовые операции, которые подлежат финансовому мониторингу

Прежде всего, стоит отметить, что Закон о финансовом мониторинге увеличил пороговую сумму финансовой операции, подлежащей финансовому мониторингу с 150 000 грн до 400 000 грн.

То есть, с 28 апреля 2020 года внешнеэкономические операции в размере до 400 000 гривен не подлежат валютному надзору.

А фин.операции на сумму от 400 000 грн. подлежит мониторингу при наличии одного из следующих признаков:

  1. зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), осуществление других финансовых операций в случае, если хотя бы один из участников финансовой операции или банк такого участника находится в государстве (юрисдикции), не выполняет или ненадлежащим образом выполняет рекомендации международных , межправительственных организаций, задействованных в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма или финансированием распространения оружия массового уничтожения;
  2. финансовые операции с публичными деятелями;
  3. финансовые операции по переводу средств за границу, в том числе, государств, отнесенных Кабинетом Министров Украины в оффшорные зоны;
  4. финансовые операции с наличными (внесение, перевод, получение средств).

Субъектами первичного финансового мониторинга являются:

  • банки, страховщики (перестраховщики), страховые (перестраховочные) брокеры, кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;
  • платежные организации, участники или члены платежных систем;
  • товарные и другие биржи, которые проводят финансовые операции с товарами;
  • профессиональные участники фондового рынка (рынка ценных бумаг), кроме лиц, осуществляющих деятельность по организации торговли на фондовом рынке;
  • операторы почтовой связи, другие учреждения, оказывающие услуги по переводу средств (почтового перевода) и осуществления валютных операций;
  • филиала или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;
  • специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга (кроме лиц, которые предоставляют услуги в рамках трудовых правоотношений):
  • а) субъекты аудиторской деятельности;
  • б) бухгалтеры, субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету;
  • в) субъекты хозяйствования, осуществляющие консультирование по вопросам налогообложения;
  • г) адвокатские бюро, адвокатские объединения и адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально;
  • г) нотариусы;
  • д) субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги;
  • е) лица, оказывающие услуги по созданию, обеспечение деятельности или управления юридическими лицами;
  • е) субъекты хозяйствования, которые предоставляют посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, а также субъекты хозяйствования, которые предоставляют за вознаграждение консультационные услуги, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества;
  • ж) субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них;
  • з) субъекты хозяйствования, предоставляющих услуги в сфере лотерей и / или азартных игр;
  • поставщик услуг, связанных с оборотом виртуальных активов;
  • другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.

Риск-ориентированный подход

blank

Одной из главных идей нового Закона о финансовом мониторинге является переход на риск-ориентированный подход при осуществлении финансового мониторинга.

Так, согласно Закону о финансовом мониторинге, риск-ориентированный подход – это определение (выявление), оценка (переоценка) и понимание рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и / или финансирования распространения оружия массового уничтожения, а также принятия соответствующих мер по управлению рисками способом и в объеме, обеспечивающих минимизацию этих рисков в зависимости от их степени.

Закон о финансовом мониторинге обязывает субъекта первичного финансового мониторинга  в своей деятельности применять риск-ориентированный подход, учитывая соответствующие критерии риска, в частности, связанные с его клиентами, географическим расположением государства регистрации клиента или учреждения, через которое он осуществляет передачу (получение) активов, видом товаров и услуг, клиент получает от субъекта первичного финансового мониторинга, способом предоставления (получения) услуг.

В то же время, при определении критериев риска СПФМ должен учитывать Национальную оценку рисков, рекомендации субъектов государственного финансового мониторинга, а также типологические исследования Госфинмониторинга.

Таким образом, риск-ориентированный подход заменит тотальный контроль за финансовыми операциями, поможет уменьшить бюрократические процедуры при идентификации и верификации клиента. Ранее аналогичный подход был имплементирован при осуществлении валютного контроля в соответствии с Законом Украины «О валюте и валютных операциях».

  1. Введение механизма надлежащей проверки

Поскольку Закон о финансовом мониторинге был принят с целью гармонизации законодательства Украины с международными стандартами в сфере финансового мониторинга, Законом о финансовом мониторинге было введено понятие «надлежащая проверка», включающий в себя:

  1. идентификацию и верификацию клиента;
  2. установление конечного бенефициарного владельца клиента;
  3. установление цели и характера будущих деловых отношений или проведения финансовой операции;
  4. проведение на постоянной основе мониторинга деловых отношений и финансовых операций клиента, осуществляемых в процессе таких отношений, на соответствие таких финансовых операций имеющейся в СПФМ информации о клиенте, его деятельности и риск
  5. обеспечение актуальности полученных и имеющихся документов, данных и информации о клиенте.

Процедура верификации по-новому

Закон о финансовом мониторинге усовершенствовал процедуру верификации клиентов. Как известно, на данный момент верификации клиента требует личного присутствия клиента.

В то же время, Закон о финансовом мониторинге определяет верификацию как меры, принимаемые СПФМ с целью проверки (подтверждения) принадлежности соответствующему лицу полученных СПФМ идентификационных данных и / или с целью подтверждения данных, позволяющих установить конечных бенефициарных владельцев или их отсутствие.

Таким образом, Закон о финансовом мониторинге вводит возможность дистанционной верификации клиента.

  1. Выявление конечных бенефициарных владельцев

Как известно на данный момент банки и другие СПФМ при выявлении бенефициаров клиента возлагаются на (и) предоставленную клиентом структуру собственности, и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований ( «ЕГР»). В то же время, Закон о финансовом мониторинге значительно ужесточает требования к выявлению конечных бенефициарных владельцев.

Так, Закон о финансовом мониторинге запрещает СПФМ полагаться исключительно на ЕГР, в связи с этим СПФМ с целью установления конечного бенефициарного владельца, кроме получения от Клиента структуры собственности и выписки из ЕГР:

  • по трасту (других юридических образований) устанавливает лиц, осуществляющих решающее влияние на его деятельность (в том числе через цепь контроля / владения)
  • имеет право использовать данные, содержащиеся в официальных документах, официальных и / или других источниках;
  • должен принять надлежащие меры для проверки достоверности информации относительно конечного бенефициарного владельца и убедиться, что он знает, кто является конечным бенефициарным владельцем (при его наличии), осуществляя обоснованные меры для понимания права собственности (контроля) и структуры собственности.

Кроме того, важным нововведением является то, что в случае расхождений между данными в ЕГР и информацией о конечных бенефициарных владельцев, полученной СПФМ в результате осуществления надлежащей проверки клиента, Законом о финансовом мониторинге возложена обязанность на СПФМ сообщать Государственную службу финансового мониторинга. В случае такого не сообщения о СПФМ может быть применена ответственность в виде штрафа в размере до 340 000 грн.

  1. Новые требования к процедуре перевода средств

В связи с выполнением Регламента ЕС 2015/847, Закон о финансовом мониторинге меняет процедуру финансового мониторинга при осуществлении перевода средств.

Так, все переводы средств в пределах Украины в 30000 грн должны сопровождаться как минимум:

  1. относительно плательщика – номера счета / электронного кошелька или уникальным номером электронного платежного средства плательщика (инициатора перевода) / заранее оплаченной карточки многоцелевого использования, и
  2. в отношении получателя – номер счета или уникальным номером электронного платежного средства получателя / заранее оплаченной карточки многоцелевого использования, а при отсутствии счета / электронного кошелька – уникальным учетным номером финансовой операции.

В случае осуществления переводов, превышающих 30 000 грн, или осуществление переводов за пределы Украины, такие переводы должны сопровождаться информацией о плательщике (инициатора перевода) и получателя перевода средств:

  1. если физическое лицо – фамилия, имя и отчество; номер счета, с которого списываются средства, а в случае отсутствия счета – уникальный учетный номер финансовой операции;
  2. если юридическое лицо (трасс) – полное наименование, номер счета, с которого списываются средства, а в случае отсутствия счета – уникальный учетный номер финансовой операции.

На основании полученной информации СПФМ, предоставляющая услуги перевода средств, обязан осуществить процедуру верификации, кроме случаев перевода средств (виртуальных активов) за пределы Украины на сумму, меньше чем 30 000 грн. и некоторых исключений, связанных с возможным использованием таких переводов для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения.

  1. Совершенствование процедуры «замораживания» активов

Закон о финансовом мониторинге предусматривает порядок применения процедуры «замораживания» активов, то есть запрет на осуществление перевода, конвертирования, размещения, движения активов, связанных с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового уничтожения и его финансированием, на основе резолюций Совета Безопасности ООН, решений иностранных государств, суда.

С вступлением в силу Закона о финансовом мониторинге, СПФМ будут обязаны немедленно заморозить активы лиц, включенных в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции, лиц, осуществляющих финансовые операции от имени или по поручению лиц, включенных в перечень лиц, и лиц, которым прямо или косвенно (через других лиц) обладают или конечными бенефициарными владельцами которых являются лица, включенные в перечень лиц. Также СПФМ будет обязан сообщить Госфинмониторинг и СБУ о таком замораживание.

СПФМ обязан немедленно разморозить активы:

  • не позднее следующего рабочего дня со дня исключения лица или организации из перечня лиц;
  • не позднее следующего рабочего дня со дня поступления от СБУ информации о том, что такое лицо по результатам проверки не является включенной в указанный перечень.

Закон о финансовом мониторинге предоставляет клиенту возможность получить информацию о замораживании его активов в тот же день, что значительно совершенствует процедуру доступа клиентов к информации.

  1. Ответственность за нарушение требований Закона о финансовом мониторинге

Наибольшего внимания среди нововведений Закона о финансовом мониторинге заслуживают новые подходы к ответственности СПФМ.

Во-первых, Закон о финансовом мониторинге четко определил, что за одно нарушение не может быть применено более одной меры воздействия. При этом в случае совершения двух и более видов нарушений расчет размера штрафа осуществляется путем добавления за каждый вид нарушения.

Во-вторых, Закон о финансовом мониторинге значительно увеличил размеры штрафов. К примеру, за несвоевременное уведомление информации Госфинмониторинга размер штрафа составит до 340 000 грн. В то же время, Закон о финансовом мониторинге установил максимальные размеры штрафа:

  1. для финансовых учреждений – до 10% общего годового оборота, но не более 135 150 000 грн .;
  2. для других СПФМ – двукратный объем выгоды, полученной СПФМ результате совершения нарушения, а если сумма такой выгоды не может быть определена, – 27030000 грн.

В-третьих, Закон о финансовом мониторинге вводит возможность заключения соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере финансового мониторинга, по которой СПФМ обязуется уплатить определенное денежное обязательство и принять меры для устранения и / или недопущения в дальнейшей деятельности нарушений требований законодательства в сфере финансового мониторинга, обеспечить повышение эффективности функционирования и / или адекватности системы управления рисками и тому подобное.

В-четвертых, при определении мероприятия и / или размера штрафа учитываются обстоятельства совершенного правонарушения, в том числе: характер и продолжительность нарушения; финансовое состояние; полученная выгода; убытки третьих лиц; степень ответственности; сотрудничество СПФМ с государственными органами.

Подытоживая вышеизложенные изменения, стоит отметить, что Закон о финансовом мониторинге значительно усовершенствовал законодательство в сфере финансового мониторинга. В то же время, практика применения Закона о финансовом мониторинге, его преимущества и недостатки, мы сможем наблюдать уже в первые месяцы после вступления в силу.

Рейтинг
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
blankЗагрузка...
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
blank

Мы используем cookie-файлы для получения информации о том, как вы используете наяш Веб-сайт. Подробней

Cookie-файлы

Мы используем cookie-файлы для получения информации о том, как вы используете наш Веб-сайт. Cookie-файлы позволяют нам обеспечить возможность использования Веб-сайта в более удобном и доступном формате. Такие файлы, как правило, не содержат какие-либо данные, которые позволили бы нам идентифицировать вас как конкретное физическое лицо. Ваши данные будут обрабатываться с использованием cookie-файлов в течение разрешенного вами периода.


Политика использования файлов Cookie / Cookie Policy
Согласие пользователя на правила пользования веб сайтом
Согласие на сбор, обработку и передачу персональных данных

Закрыть