click fraud detection

Концессия: особенности нового Закона, принятого в октябре 2019 года

13 сентября 2019 года Верховная Рада в первом чтении приняла проект закона “О концессии”. После усовершенствования и некоторых правок, закон был принят в начале октября, а 20 числа вступил в силу.

Сам законопроект был написан больше 2 лет назад, когда стало понятно, что предыдущий закон, принятый в конце 90-х, не только устарел, но и не соответствует современным тенденциям мирового рынка. На протяжении пары лет документ разрабатывался и принимал облик законопроекта достойного уровня. Что несет в себе закон “О концессии”, постараемся разобраться по порядку.

Объект концессии

Согласно принятому закону, проект концессии может реализовываться во всех сферах хозяйствования, на базе любого имущества, за некоторым исключением. Перечень таких объектов:

  • объекты, на которых установлен запрет или ограничение на передачу их в концессию, согласно действующим законам;
  • проекты, в которых не предусмотрено инвестирование средств в объект концессии;
  • проекты, согласно которым частный партнер получает 100% возмещение вложенных инвестиций;
  • проекты, которые не предусматривают создание/эксплуатацию объектов концессии, предоставление услуг, важных для общества;
  • проекты, направленные на поиск и разработку месторождений полезных ископаемых.

Советники и независимые эксперты

Закон предусматривает положение о привлечении экспертов и советников для повышения качества подготовки концессионных проектов и их структурирования. Производить оплату услуг экспертов будут: государство из общего или местного бюджета; предприятие, учреждение, организация, которые относятся к сфере управления концессиедателя; МФО и другие институты, с не запрещенными денежными источниками.

Основные задачи советников и экспертов:

  • разработка технико-экономического обоснования (ТЭО);
  • сбор и анализ информации по показателям объекта концессии;
  • проведение юридического анализа и аудита;
  • оценка инвестиционной привлекательности объекта и поиск решений для ее повышения;
  • организация мероприятий по поиску потенциальных инвесторов;
  • подготовка проекта документации для концессионного конкурса;

Переход аренды в концессию

Более 20 лет аренда выступает в качестве инструмента для инвестирования. Но у такого подхода есть серьезные проблемы, в частности, потеря государственного контроля над активами и земельными участками в ходе использования механизма улучшения объекта аренды. Другая проблема — определение владельца имущества, которое подверглось модернизации, после окончания срока действия арендного договора, а также вопрос о компенсации улучшений одной стороны другой.

Закон “О концессии” дает возможность перейти из аренды в концессию, но при определенных условиях:

  • арендатор должен быть добросовестным;
  • срок концессионного договора не должен быть больше срока действия договора об аренде;
  • на плечи арендатора ложиться разработка ТЭО концессионного проекта, который предусматривает инвестиционные обязательства.

Закон также предусматривает ряд норм для арендатора, которые должны защитить права государства для избежания злоупотреблений при использовании такого права со стороны частного арендатора. Пара норм из тех, что предусматривает закон:

  • при улучшении арендованного имущества, на условиях соглашения арендатора и арендодателя, компенсация не предусмотрена;
  • все улучшения арендованного объекта за счет арендатора, произведенные по согласию арендодателя или без него, являются собственностью государства при условии передачи улучшений в концессию.

Описанным выше правом могут воспользоваться только те арендаторы, которые заключили договора до вступления нового закона, то есть до октября 2019 года.

Переход из аренды в концессию невозможен без согласия арендатора.

Кто выступает концессионером

В качестве концессионера могут выступать резиденты и нерезиденты страны. Принятый законопроект предлагает равные условия для первых и вторых, предусматривая проведение концессионного конкурса, где победителем может стать абсолютно любой участник с собственным проектом.

НО! Закон предусматривает требование по отношению к концессионеру — это должно быть юридическое лицо, зарегистрированное в Украине. То есть, в случае победы на концессионном конкурсе, нерезидент Украины обязан создать юридическое лицо, после чего будет подписан договор концессии. Данное требование должно гарантировать уплату налогов нерезидентом на территории страны.

Законопроект предусматривает возможность в рамках концессионного договора заменить одного концессионера на другого. Замена осуществляется в соответствии с положениями договора в следующих случаях:

  • если концессиедатель проявил инициативу из за нарушения концессионером условий договора, невыполнения им договорных обязательств;
  • если кредитор составил обращение из-за неисполнения концессионером договорных обязательств, предписанных  договором, что делает невозможным исполнение концессионером условий договора в дальнейшем.

Порядок замены концессионера будет утверждаться Кабинетом министров Украины. Согласно требованиям к концессионеру, который выступит вместо предыдущего концессионера, он должен иметь высокий уровень квалификации и быть специалистом в той или иной области, не уступать в профессионализме своему предшественнику.

Вопрос по земле

Законопроект предусматривает гарантии, которые обеспечивают предоставление земельных участков концессионеру для реализации проекта.

Земельный участок формируется до проведения концессионного конкурса, данное обязательство ложиться на плечи концессиедателя. Разработка документации по землеустройству может быть профинансирована государственным или местным бюджетом, организацией или предприятием, которое относится к сфере управления концессиедателем, т.д.

Затраты на разработку документации возмещаются концессионером, согласно договора концессии.

Передачей земельных участков, необходимых для реализации концессионного договора, должны заниматься органы местного самоуправления или органы местной исполнительной власти.

Правопреемство

Последняя редакция закона предусматривает отсутствие общего правопреемника касательно прав и обязательств у концессионера и предприятия, чье имущество передается в концессию.

Законопроект предусматривает ряд исключений, где по решению концессиедателя, условия конкурса может  быть полное или частичное правопреемство концессионера по правам и обязанностям балансодержателя, включающие права и обязательства учреждения, предприятия, организации по:

  • договорам;
  • судебным процессам (включая международный коммерческий арбитраж);
  • открытым исполнительным производствам;
  • разрешениям, лицензиям, прочим документам разрешительного характера;
  • кредиторской и дебиторской задолженности балансодержателя.

Концессии по строительству и использованию автодорог

В качестве объекта концессии выступают автомобильные дороги общего пользования местного и государственного значения. Концессия предоставляется не только на строительство нового дорожного покрытия, но и на ремонт, реконструкцию существующего. При этом, строительство и/или ремонт автодороги сопровождается ее использованием концессионером.

Обязательным условием является наличие альтернативного общедоступного проезда в соответствии с законом Украины “Об автомобильных дорогах”. Насколько проект целесообразный, будет определяться Кабинетом министров Украины после анализа эффективности осуществления государственно-частного партнерства в рассматриваемом проекте.

Законопроект предусматривает важную норму, согласно которой предприятие, являющиеся землепользователем и заказчиком строительства автодорог, обязано подписать с концессионером договор о делегировании функций заказчика строительства вместе с подписанием концессионного договора.

Поддержка государства

Законопроект предусматривает несколько видов поддержки концессионера государством, среди которых:

  • выплата концессионеру платы за готовность к эксплуатации объекта концессии;
  • покупка концессиедателем производимых товаров/услуг в соответствии с договором концессии;
  • поставка концессионеру товаров/услуг/работ, необходимых для реализации концессионного проекта;
  • строительство/реконструкция/ремонт/техническое переоснащение объектов смежной инфраструктуры, важной для исполнения концессионного договора.

При этом, закон гласит, что государственная поддержка не является обязанностью, лишь возможностью для качественной реализации концессионного проекта.

Гарантии для участников концессий

Во время разработки законопроекта “О концессии”, было понимание, что пилотные проекты запустятся еще до принятия обновленного законодательства, поэтому в законопроект и конкурсную документацию были внесены некоторые правки для обеспечения гарантий концессионерам пилотных проектов и возможности воспользоваться всеми преимуществами нового законопроекта.

Концессионные конкурсы, запущенные до вступления в силу нового законопроекта, будут завершены с использованием процедуры, по которой они были открыты.

Концессионные договора, принятые до вступления в силу нового закона, могут быть отредактированы, если будут вноситься изменения, связанные с обновлением закона “О концессии”. Это позволит будущим концессионерам воспользоваться всеми преимуществами нового закона.

Юристы и адвокаты Юридической компанииКасьяненко и партнеры” проконсультируют вас по вопросах концессии, заключении концессионных договоров, концессионного конкурса и прочих деталей нового законопроекта. Вы сможете так же получить качественное юридическое сопровождение вашего проекта!

Касьяненко Дмитрий Леонидович

Адвокат, управляющий партнер Юридической компании "Касьяненко и партнеры". С 2002 года, Дмитрий Леонидович начал свой путь в юридической сфере, пройдя путь от ключевых позиций в бизнес-структурах до важных ролей в государственном секторе. Благодаря своему опыту, он стал известным специалистом в областях уголовного права, банковского и финансового права, хозяйственного и налогового права и процесса.

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments