click fraud detection

Как бороться с коллекторами: требуют долг по кредиту, который не брал

Экономический кризис в стране не сдает обороты, и процесс досудебного взыскания долгов постепенно превращается в большой бизнес. С каждым днем появляется все больше финансовых организаций, раздающих кредиты гражданам на относительно выгодных условиях.

С ростом конкуренции между компаниями активируются и так называемые коллекторские агентства. Их работа заключается в ведении переговоров с проблемными заемщиками. На этом этапе они не останавливаются ни перед чем. Часто коллекторы используют незаконные методы воздействия на должников.

Коллекторы и ранее действовали довольно жестко. Но в последнее время их действия вообще стали переходить все допустимые границы. Бывают случаи, когда сотрудники таких агентств пытаются взыскать с человека несуществующий или погашенный долг.

Бесправные действия взыскателей задолженности

Бурю возмущения у людей вызывают звонки, иногда не прекращающиеся даже в ночное время. Наши клиенты жалуются, что начиная с 22.00 и до глубокой ночи  телефон не умолкает, как и на протяжении всего дня. Звонки поступают с периодичностью в 5-10 минут.  На ранних этапах выхода на просрочку финансовые организации используют автоматический обзвон должника. Если заемщик не реагирует на звонки или не спешит закрывать долг, то методы досудебного взыскания постепенно ужесточаются. Как только договор займа переходит в руки коллекторов, начинается атака не только на должника, но и на его окружение: родных, соседей, коллег по работе. Иногда в процесс взыскания включаются люди, которые не контактировали с заемщиком много лет или вовсе его не знают.

“Охотники за долгами” ни на минуту не задумываются над последствиями своего беспредела, терроризируя совершенно посторонних для должника людей. По словам одного из пострадавших, такие варварские действия коллекторов довели его мать до сердечного приступа. К счастью, женщина осталась жива, но ее семья пережила колоссальный стресс.

Как рассказывает еще один заемщик-клиент, ему на почту пришло сразу три заказных письма из банка. Это были досудебные документы по взысканию долга с разными датами и суммами. Но самое интересное, что эти документы содержали номер договора, по которому кредит был давно погашен. Остаток по займу пострадавший лично уточнил у менеджера, и внес нужную сумму. Но каким-то образом на карте образовалась задолженность в 100 грн., на которые стали начисляться проценты. В итоге долг вырос до 2000 грн., и теперь банк требует их оплатить. Клиенту без конца поступают звонки с угрозами от взыскателей, которым был переуступлен его договор. Ситуация усложняется тем, что нет каких-либо правовых документов, контролирующих подобные ситуации. Поэтому заемщики практически ни чем не защищены и не могут рассчитывать на оперативную помощь в таких случаях. Более того, в действующем законодательстве нет статьи, которая полностью регламентирует деятельность коллекторских компаний. Да, недавно был принят законопроект по отнощнених к работе коллекторов, но к сожалению, на сегодняшний день – начало апреля 2021 года – он не вступил в силу.

Но надежда на справедливость у заемщиков все же есть. Так как за кредитно-финансовой сферой деятельности фин.компаний смотрит Национальный банк Украины, пострадавшие от незаконных действий коллекторов могут смело обращаться с жалобами на гарячую линию Национального банка.

Как правило, банки стараются следить за деятельностью собственных служб взыскания проблемных задолженностей. Все жалобы обязательно регистрируются, и с сотрудниками, на которых они поступают, проводят беседы. Но, несмотря на это, скандалы в банках все же случаются. Чаще всего это происходит по причине ошибок при автодозвоне, в момент выезда коллекторов на дом к должнику или во время телефонных разговоров.

Одним из коллекторских методов является обзвон лиц, находящихся в телефонных книжках неплательщиков. Номера находят с помощью специальных компьютерных программ, что уже само по себе является незаконным. Но и это еще не все, что может вызывать возмущение от работы данных контор.

Один молодой человек рассказал, что на протяжении длительного времени к нему звонили сотрудники коллекторского агентства и настоятельно требовали позвать к телефону незнакомого ему человека. В ходе очередного разговора стало понятно, что они искали брата прежнего жильца, в квартире которого на тот момент уже проживал потерпевший. Он приобрел ее в кредит в той же финансовой организации, откуда поступали звонки. Коллекторы просто использовали старые данные неплательщика, не разобравшись в том, что его контактное лицо по этому адресу больше не проживает. Причиной возникновения данной ситуации была ошибка работников банка, оформлявших покупку квартиры. Они просто не удосужились внести изменения в базу данных, и заемщика начали разыскивать по телефону нового владельца жилья. Несмотря на то, что проблема вроде бы как была решена, но звонки от коллекторов не прекратились. На вопрос возмущенного молодого человека, когда все это прекратиться, никто не смог дать ответа.

Эта история закончилась довольно интересно. Парень в очередной раз позвонил на гарячую линию банка с жалобой на бездействие со стороны сотрудников данного учреждения. Через несколько минут с ним связался начальник управления безопасности, пострадавшему принесли извинения, удалили его номер из базы работы с задолженностями, и звонки, наконец-то, прекратились. Но, к сожалению, так происходит редко. Поэтому нужно знать определенные правила общения с работниками фирм по взысканию долгов.

Звонки по уже уплаченному кредиту

Если на вас вышли коллекторы после полного закрытия займа, нужно отослать на адрес финансового учреждения заказное письмо с подробным описанием ситуации. Приложите ксерокопии всех платежных документов и справку о закрытии кредита. Если ее нет, то что-то доказать будет сложно. По инструкции Национального банка сотрудник банка или другой финансовой организации обязан выдать такую справку после погашения займа.

Звонки коллекторов считаются незаконными в том случае, когда заемщик не получал никаких документов о сумме долга или договора о его переуступке третьим лицам. По закону, финансовые компании обязаны письменно уведомлять должника о любых изменениях, которые касаются его кредита.

Чаще всего кредиторы нарушают сразу несколько статей ГКУ, к примеру:

  1. Статьи 257, 258, 262, в которых говорится о сроках исковой давности. Очень часто они пропущены, что можно оспорить в судебном порядке.
  2. Статьи 517 и 518 о предоставлении доказательства переуступки договора другому кредитору. Очень часто, новые  кредиторы не могут предоставить Договор об уступке прав требований, а возврат долга при этом просят. Без документации, подтверждающей их права, вы можете ничего не оплачивать.
  3. Статьи 264 и 267. Если бы по какой-либо причине заемщик согласился отдать им любую сумму, то это означает, что он согласен со всем долгом. И тут важно правильно закончить сделку по переговорам: получить гарантийное письмо, внести сумму, при этот погасить  долг без налоговых последствий, получить справку о погашении долга перед действующим кредитором. в соответствии с документацией.

Когда вы полностью погасили долг, финансовая компания уже не сможет вам звонить. Но бывают случаи, когда ваш номер телефона не сразу убирают с базы должников и еще некоторое время могу беспокоить вас или ваших родственников. Обычно в таких случаях, звонки продолжаются еще пару дней, пока информация о погашении долга дойдет до сотрудников колл-центра. Если звонки все же не прекратились – возвращаемся в начало этой статьи и делаем письменный запрос.

Если вам звонят из-за долга, которого у вас нет

Из рассказа женщины, мужа которой доставали коллекторы из-за несуществующего кредита: «Мы никогда не брали в долг не то, чтобы у банков, но даже и у своих родных. И вот недавно,  прозвенел звонок от каких-то людей, занимающихся проблемными заемщиками. Они сказали, что за моим мужем числится долг в банке на сумму в 300 долларов. При этом, финансового учреждения с таким названием даже нет в нашем городе.

Юристы советуют никогда не выбрасывать письма, в которых с вас пытаются взыскать несуществующий долг. Попробуйте сначала написать ответ на адрес отправителя. В корректной форме объясните сотрудникам коллекторской компании, что у вас задолженностей нет, что бы они проверили информацию и предоставили вам выписки, где конкретно на вас числится долг.

Вежливо попросите удалить ваш номер из базы, и больше вас не беспокоить. Обязательно оставьте у себя ксерокопию ваших ответов. Если звонки и письма не прекратятся, вторым шагом будет обращение на горячую линию Нац.банка. Здесь вам понадобятся копии ваших переписок с коллекторами.

К сожалению, большинство граждан не спешат ввязываться во всю эту юридическую волокиту. Они просто терпят этот коллекторский беспредел в надежде на то, что рано или поздно это закончится. Если вы не хотите ждать – обращайтесь за помощью к юристу или адвокату!

Деятельность коллекторов

Многие коллекторские конторы берут за основу методы, которыми пользовались их коллеги в далеких девяностых годах. 90 % всех компаний по взысканию долгов почти в точности копируют действия бандитских группировок тех времен.

Коллектор имеет право контактировать с заемщиком персонально по телефону, с помощью заказных писем, сообщений на email, СМС. Нельзя звонить должнику раньше 8.00 и позже 22.00 часов. Кроме этого, запрещены визиты и звонки на работу, где работает неплательщик, если его непосредственное руководство не дает на это согласия.

  • запрещено использовать в ходе взыскания задолженности методы, оскорбляющие честь и достоинство заемщика;
  • не применять в отношении должника методов морально-психологического давления в случае отсутствия платежа;
  • в личном разговоре с должником или во время любого другого способа контакта с ним соблюдать осторожность и предусмотрительность;
  • при отсутствии других указаний необходимо принять любые обоснованные предложения заемщика в отношении погашения долга, например, оплата частями или реструктуризация;
  • не допускать письменных или устных намеков на применение к должнику уголовного преследования или судебного рассмотрения дела, если это не имеет правового основания;
  • не привлекать к процессу взыскания задолженности людей из окружения неплательщика;
  • принимать во внимание все причины, по которым заемщик не может оплатить задолженность, и на их основании выносить решение о взыскании долга.

Отдельным пунктом вынесен вопрос о поиске должников, которые скрываются от заимодавцев. В этом случае специалисты коллекторских компаний должны:

  • не скрывать своей истинной ФИО и давать правдивую информацию о занимаемой должности;
  • применяя любые действия, находящиеся в рамках закона, чтобы убедиться в том, что находящийся в розыске должник – это именно тот человек;
  • если найденное лицо не имеет отношения к долгу, то нужно немедленно обновить базу данных.

К сожалению, никакой Закон или НПА не защищает потребителей от бесправных действий коллекторов и сотрудников финансовых организаций, а добиться справедливости порой бывает довольно сложно. На сегодня неправомерные действия коллекторов пресекаются только в случае громких скандалов. И то ненадолго. После того как буря минует, заемщики опять переживают на себе все возможные способы давления.

Советы юристов ЮК “Касьяненко и партнеры”

  1. Если ваш номер случайно попал в коллекторские базы, нужно выяснить название компании и их юридический адрес. После этого составить письменноеblank обращение к ее руководителю с жалобой на действия его сотрудников. При этом попросить удалить ваш номер с базы, так как конкретно вы не являетесь должником.
  2. В случае продолжения телефонного террора, требуйте у взыскателей документы, подтверждающие наличие задолженности. Далее действуйте по ситуации. Например, обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о мошенничестве, связанном с финансовыми операциями.
  3. Обязательно требуйте от коллекторов исключения вашего номера из базы компании. Так как даже в случае мирного разрешения конфликта, спустя время вам опять начнут звонить.
  4. Если есть возможность, то посетите юридический адрес организацйии лично. Иногда вам может понадобиться помощь правоохранительных органов. Но для этого нужно предварительно обратиться к ним с заявлением.
  5. И всегда помните, что в случае любых неправомерных действий по отношению к заемщику, закон всегда будет на его стороне. Обращайтесь в правоохранительные органы, не поддавайтесь на провокации “охотников за долгами” и не верьте их угрозам. Все, что лежит за рамками правового поля, карается законом.

Касьяненко Дмитрий Леонидович

Адвокат, управляющий партнер Юридической компании "Касьяненко и партнеры". Начиная с 2002 года получил большой юридический опыт на ключевых позициях бизнес структур и государственном секторе в области права и финансов.

Рейтинг
1 Звезда2 Звезды (Пока оценок нет)
blankЗагрузка...
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
blank

Мы используем cookie-файлы для получения информации о том, как вы используете наяш Веб-сайт. Подробней

Cookie-файлы

Мы используем cookie-файлы для получения информации о том, как вы используете наш Веб-сайт. Cookie-файлы позволяют нам обеспечить возможность использования Веб-сайта в более удобном и доступном формате. Такие файлы, как правило, не содержат какие-либо данные, которые позволили бы нам идентифицировать вас как конкретное физическое лицо. Ваши данные будут обрабатываться с использованием cookie-файлов в течение разрешенного вами периода.


Политика использования файлов Cookie / Cookie Policy
Согласие пользователя на правила пользования веб сайтом
Согласие на сбор, обработку и передачу персональных данных

Закрыть