click fraud detection

Авторы меморандума с МВФ и ЕС, смогли обойти решения, принятые Конституционным судом

меморандум мвф и есОтдых украинских депутатов уже завершен, и они вновь приступили к рабочему режиму. Первое задание было выполнено 25 августа. Это был подсчет голосов за принятие проекта №0063 от президента (Меморандум МВФ и ЕС 2020). В нем шла речь о ратификации составленного Меморандума относительно отношений между украинской стороной в качестве заемщика и ЕС в роли кредитора, а также о действующем Кредитном соглашении о получении помощи макрофинансового типа. Ее размер составлял 1,2 млрд евро. Сейчас законопроект подготавливают, чтобы его подписал президент. Однако в момент обсуждения законопроекта депутаты делали акцент на том, что соглашение имеет высокие риски для государственного суверенитета.

Начало действия проекта

Соглашение по кредиту и Меморандум разработали 23 июля в городе Брюссель. При его подписании присутствовал премьер-министр Денис Шмыгаль. С момента ратификации документ является действительным. Началом действия соглашения считается период, когда Европейский союз получит официальное уведомление от Украины о выполнении юридических и конституционных требований.

В соответствии с этими двумя документами финансирование Украине выдадут двумя траншами общей суммой 1,2 млрд евро. После того, как договоры между государствами начнут действовать, будет предоставлен первый транш. Между первым и вторым траншем должно пройти более трех месяцев.

Условия предоставления транша

В соответствии с содержанием Меморандума первую выплату сделают, когда сам Меморандум и сопровождающее его соглашение кредитного типа будут подписаны и начнут действовать. Документы должны быть обусловлены положительным результатом оценки программы между обеими сторонами.

Для возможности выплаты второй части помощи следует добиться положительного выполнения мероприятий в отношении проведения МВФ-программы, а также удовлетворительной оценкой успешности реформ в Украине. Оценку должна выставить от имени ЕС Европейская комиссия. Как итог, до предоставления транша Комиссия при совместной работе с представителями национальных органов власти, сотрудниками МВФ должна провести проверку факта выполнения всех условий.

Подробнее: до второй выплаты госорганам понадобится написать для Комиссии документ, подтверждая таким образом, что все условия соблюдены в полной мере. Следом представители Комиссии проведут консультацию с сотрудниками МВФ и госорганами с целью провести оценку выполненных достижений.

Во время оценки тщательно изучаются реформы, сделанные в управленческой области госфинансированием, коррупционной борьбой и правящей верхушкой, атмосферы в бизнес сфере в целом. Комиссия будет брать в расчет реформы секторального типа, например, относительно государственных структур. Если же оценка будет отрицательной, Комиссия может затормозить транш на время, пока все условия не будут соблюдены, и страна не подтвердит это в соответствии с тем, что указано в Меморандуме.

Первое приложение – одна из важных частей Меморандума. Ее название – «Критерии структурных реформ». Рабочий процесс в соответствии с ними определяет выделение, как минимум, второй части кредита. Началом документа является то, что уточняется о необходимости завершения всех мероприятий, прописанных в Меморандуме, до начала принятия решения Комиссией относительно выделения/не выделения второго транша.

Последующий список приведенных мероприятий дополнительно представлен принятием законопроекта относительно организации Комиссии по этическим вопросам. Ее задачей будет проверка ключевого органа украинской судебной системы. А именно: Комиссия будет производить контроль работы ВСП.

Тонкости работы этической комиссии и проверка членов ВСП

В Меморандуме указано требования относительно внесения Верховной радой изменений в законодательство. В частности¸ речь идет об организации Комиссии по этическим вопросам. В ней должны принять участие и международные специалисты. Этой Комиссии нужно производить единовременную оценку сотрудников ВСП. Указывается также рекомендация о необходимости их увольнения органами назначения при выявлении хотя бы каких-то несоответствий ВСП-стандартам.

Дополнительно перед Комиссией ставят задачу разработать список кандидатов, которые были предварительно отобраны в ВСП. И уже из него члены ВСП будут продвигать желаемые кандидатуры.

Другими словами, Комиссия получает в руки механизм влияния на центральную судебную ветвь, а именно – на Высший совет правосудия. Последний представляет собой орган, который несет ответственность за назначение/увольнение судей, а также привлечение их к ответственности за совершенные проступки, оперативное реагирование на любые вмешательства и т. д.

При этом нигде не прописано, что именно следует понимать под «стандартами», каким требованиям должен соответствовать член ВСП. Не указано, как именно будет производиться формирование самой Этической комиссии, кто должен в нее попасть, и на базе чего будут подбирать кандидатов. Также пока нет информации относительно того, что делать, если органы назначения (речь идет о съездах адвокатов, судей, ученых и т. д.) откажутся производиться выбор из предложенных Комиссией кандидатов. Главным вопросом остается следующий: в полной ли мере такие условия соответствуют Конституции, решениям КСУ в области достижения независимости функционирования судебной власти от любых влияний, как внутренних, так и внешних.

Напомним, что 11 марта 2020-го года Конституционным Судом Украины было принято решение №4-р/2020. Оно напрямую касалось судебной реформы украинского президента, которая, в свою очередь, была принята 16 октября 2019 года (речь идет о законе №193-IX). В этом Решении шла речь о том, что закон Зеленского был признан в какой-то части неконституционным, включая вопросы создания Комиссии по этическим и вопросам добропорядочности (она должна была в дальнейшем заниматься проверками правильности рабочего режима Высшего совета правосудия).

По словам КСУ, был проведен тщательный системный анализ Закона №193, в частности, его положений. Этого достаточно для того, чтобы сделать вывод, что Комиссия действительно имеет значительные полномочия в проведении контроля за корректной работой членов Высшего совета правосудия, судей. Но при этом конституционной основы эти полномочия не имеют.

Конституционным судом Украины было отмечено, что учреждение/орган, который был создан на базе конституционного органа, законом не может быть наделен контрольной функцией в его отношении. Это Решение КСУ было положительно встречено Венецианской комиссией и Советом Европы.

Впрочем, спустя небольшой временной промежуток, требуемые нормы относительно разработки Этической Комиссии уже были внесены в Меморандум МВФ и Украины. Сделано это было с целью подтверждения полномочий в проверке членов ВСП созданной Комиссией.

Примечательно, что эти нормы были добавлены по инициативе украинской стороны. Ей на тот момент уже было известно все необходимое относительно решения КСУ и его деталей.

Денис Малюська, занимающий пост министра юстиции, прокомментировал произошедшее на тот момент следующим образом, указывая, что, по его мнению, разработанный по требованию Меморандума механизм контроля судебной ветви является полностью конституционным. Специалист не видит неконституционных деталей, и удивлен, что таковые были замечены украинским Конституционным судом. Информация об ответе Д. Малюська была отражена в таком источнике СМИ, как «Судебно-юридическая газета».

Малюська также отметил, что основная проблема заключалась в том, что по закону Комиссия и ВСП должны работать вместе. Другими словами, все должно делаться сообща, путем проведения общих заседаний и принятия решений, которые бы устраивали обе стороны. А это называют никак иначе, чем делегирование полномочий, их распределение с тем органом, который по Конституции не разработан для подобных целей. Министр юстиции указывает на то, что не планируется введение ничего, что противоречило бы конституционным нормам.

По мнению специалиста, проведение совместных заседаний не требуется. Органы не будут частью друг друга, поэтому отступлений от конституционных норм не будет. Нет нужды в том, чтобы делегировать кому-то власть или наделять Комиссию недопустимыми полномочиями. По мнению Малюська, новый законопроект будет лишен всех тех нарушений, который ранее присутствовали. В переживаниях нет необходимости: созданный механизм является оптимальным способом вновь наладить доверие к судебной власти в целом и к Высшему совету правосудия, в частности.

Как считает министр юстиции, нет других механизмов. В этом была учтена общая позиция, а не просто кто-то принял решение с потолка. Это не так. Инструмент является не навязанным иностранными державами, а детально продуманным и доработанным украинскими экспертами. Последние, в первую очередь, проводили его оценку непосредственно на предмет соответствия конституционным нормам. В целом около 9% процентов всей программы – продукт работы украинских экспертов и чиновников, предложивших соответствующие идеи, а не американская разработка, как подумали некоторые люди.

Стоит отметить тот факт, что в Меморандуме с МВФ (по сравнению с договором с ЕС) детали функционирования Этической комиссии прописаны подробнее. В частности, указано на то, что такая Комиссия вообще будет создана. Она выполнит проверку потенциальных кандидатов в ВСП, выставит им оценки по добропорядочности, проверит всех действующих представителей ВСП. Считается, что не менее 50 % комиссии будет представлено известными экспертами, имеющими соответствующий судебный опыт, в том числе и других государства, а также признанные стандарты этики.

Эти эксперты будут иметь преимущество в исследовании определенных вопросов и в принятии решений. Именно у них будет решающий голос. Дальнейшие поправки будут направлены на то, чтобы определить критерии и процедуры процесса отбора кандидатов в ВСП на предварительной основе, в том числе и выставлении объявления относительно начала сбора заявок. На каждую вакансию будут конкурс, как минимум из двух кандидатов. Их направят в соответствующие органы избрания, которые будут определены Конституцией до момента их окончательного отбора и последующего утверждения на должность. Если же действующим членам ВСП будут выставлены отрицательные оценки представителями Комиссии, то последняя направит в соответствующий орган настоятельные рекомендации по их увольнению. Все это, а также многие другие вопросы в деталях прописаны в Меморандуме с МВФ.

Уже известна так называемая «Маркерная точка» выполнения этого пункта для МВФ. Ею стал конец октября 2020-го года.

В соответствии с описанным Меморандумом с МВФ и ЕС, который был заключен между ЕС и Украиной, есть также необходимость произвести определенную программу, которая была подписана с МВФ. Это важно для получения транша. Стоит отметить, что на это требование сделан особый акцент – о нем дважды упоминается в кредитных условиях.

Если опустить решение КСУ во время подготовки меморандумов, стоит учесть, что их соавторы от Украины сделали акцент на том, что создание Этической комиссии будет проведено не при Высшем совете правосудия. То есть оно будет идти как бы отдельно, являться самостоятельным. Контроля как такового не будет. Задачей Комиссии будет просто предоставление рекомендаций относительно съезда судей и других субъектов назначения членов ВСП, а также в отношении назначения/увольнения тех или иных людей. Можно сделать вывод, что это «контролем не будет являться».

Меморандум с МВФ и ЕС не нуждается в обсуждениях

Стоит отметить, что в Кредитном соглашении (в частности, речь идет о приложении 4, где прописан вывод министра юстиции) указывается, что Украина подтверждает, что рисков нет, нарушений конституционных норм тоже нет.

Сергей Марченко, занимающий пост министра финансов, в пояснительной записке, которая прилагается к закону президента 0063 относительно ратификации, соглашается с тем, что ничьи права не были нарушены, проект не обсуждался, и в этом не было прямой необходимости.

Марченко отвечает, что не было проведено консультации в отношении закона с заинтересованными в этом вопросе сторонами. Это приводит к тому, что прогноз влияния внедрения такого законопроекта на ключевые интересы обеих сторон не производился. Закон не требовал вынесения на всеобщее обсуждение, поэтому эту процедуру и опустили.

Реализация законопроекта не окажет никакого влияния на среду рынка, обеспечение интересов и прав субъектов в области хозяйства, а также функционирование страны и работу граждан, развитие регионов, трудовой рынок, гражданское здоровье, окружающую среду, экологию и любые другие сферы общественных отношений.

По словам Марченко, ввиду того, что предусловием получения второго транша по новой программе макрофинансовой помощи ЕС, размер которой составляет 600 миллионов евро на каждый транш, является выполнение определенных мероприятий. Они были утверждены обеими сторонами.

  • Первое из них – повышение уровня прозрачности, а также достижение большей эффективности относительно медицинских закупок.
  • Второе мероприятие – создание реформы таможенной и налоговой администрации в отношении реализации намеченных планов.
  • Третье – усиление уровня добропорядочности, независимости, а также повышение эффективности работы судей в целом.
  • Четвертое мероприятие – повышение прозрачности и достижение большей эффективности системы государственного управления прокуратуры и антикоррупционных органов, а также достижение их независимости.
  • Пятое мероприятие – увеличение количества полномочий, которые имеют частные исполнители.
  • Шестое мероприятие – восстановление активов, которые имеются в банковских организациях государственного типа.
  • Седьмое мероприятие – принятие в первом чтении законопроекта относительно организации нового органа, задачей которого будет расследование серьезных преступлений финансового или экономического типа.
  • Восьмое – разработка и внедрение базы норм и прав для корректного корпоративного управления госорганизациями по правилам руководящих принципов ОЭСР. Девятое мероприятие – улучшение функционирования украинского газового рынка.

При этом Марченко считает, что выполнение всех этих международных договоров должно быть обязательным. Оно благотворно влияет на состояние дел в этих сферах реализации украинской политики, а также применяется, как инструмент интенсификации реформ, которые предварительно были согласованы обеими сторонами.

Рейтинг
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
blankЗагрузка...
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
blank

Мы используем cookie-файлы для получения информации о том, как вы используете наяш Веб-сайт. Подробней

Cookie-файлы

Мы используем cookie-файлы для получения информации о том, как вы используете наш Веб-сайт. Cookie-файлы позволяют нам обеспечить возможность использования Веб-сайта в более удобном и доступном формате. Такие файлы, как правило, не содержат какие-либо данные, которые позволили бы нам идентифицировать вас как конкретное физическое лицо. Ваши данные будут обрабатываться с использованием cookie-файлов в течение разрешенного вами периода.


Политика использования файлов Cookie / Cookie Policy
Согласие пользователя на правила пользования веб сайтом
Согласие на сбор, обработку и передачу персональных данных

Закрыть