Концессия

Успешные инвестиции — это отличный показатель того, насколько инвестиционная деятельность в отдельно взятом регионе и по стране в целом эффективна, как благоприятная среда для ведения бизнес-деятельности. На сегодняшний день Украина открыта для инвесторов со всего мира, что последние активно используют.

Специалисты Юридической компании “Касьяненко и партнеры” обеспечат вам необходимую поддержку на протяжении всего процесса реализации инвестиционных проектов, включая организационную и информационную.

Украина — страна с большим потенциалом и развивающейся инфраструктурой. Расположившись в восточной части Европы, она заполучила выгодное геополитическое и географическое положение, что играет важную роль в мировой торговле. Сегодня Украина имеет статус европейской страны с внушительным транзитным потенциалом в евроазиатском регионе, благодаря коротким транспортным маршрутам и протяжным транспортным коридорам.

Транспортная сеть Украины состоит из:

  • 22 тысяч километров железнодорожных путей;
  • 170 тысяч километров автодорог;
  • 2200 километров судоходных путей;
  • 13 морских портов;
  • 4 рыболовных портов;
  • 11 речных терминалов;
  • 21 аэропорта (2 из них принадлежат государству, 14 — коммунальная собственность, 5 — другие формы собственности).

Как и любая отрасль, транспортная требует привлечение новых инвесторов и финансовых вливаний, без которых невозможно устойчивое развитие, внедрение высокотехнологичных решений и интеграция национальной транспортной сети в мировую сеть.

После подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, Украина открыла для себя новые возможности и перспективы в развитии. Но, вместе с этим, появилась необходимость в модернизации существующей транспортной системы для ее интеграции с трансъевропейской. В этом вопросе важную роль должны сыграть иностранные инвесторы.

Для привлечения инвесторов была разработана Транспортная стратегия, согласно которой до 2020 года в Украине будут созданы благоприятные условия для обеспечения финансовой привлекательности транспортной отрасли, как объекта для инвестирования, развития государственно-частного партнерства и других мер для привлечения денежных потоков. Главная задача стратегии — улучшение состояния транспортной инфраструктуры Украины.

Приоритетные направления инвестирования в основные секторы инфраструктуры Украины

Железнодорожный сектор

  • создание сети взаимосвязанных логистических центров и мультимодальных терминалов в крупных транспортных узлах и пропускных пунктах на границе между Украиной и странами ЕС;
  • проектирование, восстановление, финансирование, эксплуатация, реконструкция существующих ж/д путей и строительство новых, а также всех объектов железнодорожной системы, связанных с обслуживанием пассажиров, на условиях партнерства между государственным и частным сектором;
  • строительство высокоскоростных ж/д коридоров для увеличения экономической эффективности перевозок;
  • эксплуатация грузового подвижного состава и закупка новых грузовых вагонов.

Автодорожный сектор

  • строительство новых автодорог на условиях концессии и механизма партнерства между государством и частниками;
  • разработка, внедрение и применение национальной транспортной модели во время планирования и реализации стратегии развития украинской транспортной инфраструктуры;
  • управление автодорогами на основе геоинформационных технологий.

Морской и речной сектора

  • углубление существующих и строительство новых водных путей, а также акваторий морских портов для беспрепятственного прохождения судов большого дедвейта;
  • использование и строительство речных причалов, шлюзов, проведение дноуглубительных работ;
  • модернизация и создание новых объектов портовой инфраструктуры на основании договоров о долгосрочной аренде, концессии, партнерства между государством и частным сектором, договоров о совместной деятельности, прочих инвестиционных соглашений;
  • создание и внедрение энергосберегающих технологий на мореходном транспорте, внедрение станция для изготовления альтернативного вида топлива;
  • обеспечение судоходства навигационной системой и оперативной технологической связью на внутренних водных путях.

Авиационный сектор

  • перестройка системы функционирующих аэропортов, взлетно-посадочных полос на аэродромах и в их инфраструктуре;
  • передача прав на владение и использование имущества аэропорта в концессию;
  • обновление авиапарка.

Для сотрудничества и получения дополнительной информации по вопросам инвестирования в транспортный сектор вы всегда можете связаться со специалистами Юридической компании “Касьяненко и партнеры” по указанным на сайте контактам.

Основные стратегические цели развития транспортной инфраструктуры Украины

  • создание благоприятных условий для обеспечения должного уровня инвестиционной привлекательности транспортной отрасли для привлечения иностранных вкладчиков;
  • обеспечение развития и эффективного функционирования партнерства между государством и частным сектором в транспортной инфраструктуре;
  • привлечение инвестиционных потоков на основе долгосрочной аренды, приватизации и концессии;
  • открытый и прозрачный доступ объектов хозяйствования в недискриминационный способ к объектам инфраструктуры транспорта;
  • модернизация и обновление подвижного состава через механизмы лизинга и кредитно-экспортного финансирования;
  • развитие конкуренции в транспортной отрасли;
  • внедрение эффективного управления гос.активами транспортной системы Украины.

Что такое концессия

→ Концессия — это предоставление с целью удовлетворения общественных потребностей уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления на основании концессионного договора на платной и срочной основе юридическому или физическому лицу (субъекту предпринимательской деятельности) права на создание/строительство и/или управление/эксплуатацию объекта концессии (срочное платное владение), при условии взятия субъектом предпринимательской деятельности (концессионером) на себя обязательств по созданию/строительству и/или управлению/эксплуатации объектом концессии, имущественной ответственности и возможного предпринимательского риска.

Договор концессии (или концессионный договор) — это договор, согласно которому уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления (концессиедатель) предоставляет на платной и срочной основе субъекту предпринимательской деятельности (концессионеру) право создать/построить объект концессии или существенно его улучшить и/или осуществлять его управление/эксплуатацию в соответствии с настоящим Законом для удовлетворения общественных потребностей.

Концессионер – субъект предпринимательской деятельности, который в соответствии с  Законом на основании договора получил концессию. На стороне концессионера могут выступать несколько лиц.

Сегодня Украине нужен значительный фактор повышения экономической эффективности через привлечение отечественных и зарубежных инвесторов для реализации проектов на основе партнерства между государством и частным сектором в форме концессии, поскольку страна имеет большой потенциал в вопросах сотрудничества и взаимного инвестирования в различные отрасли инфраструктуры.

Опыт многих развитых стран демонстрирует, что улучшение всех показателей деятельности объектов коммунальной и государственной собственности должно строиться на привлечении финансирования и управления объектами частного капитала на условиях государственно-частного партнерства. Самой распространенной формой такого партнерства является именно концессия.

Механизм концессии позволяет государству передать частникам социальные, инвестиционные, экологические и прочие обязательства на весь период действия договора между сторонами, сохранив за собой имущественные права на государственные объекты, как существующие, так и созданные в течении периода. На протяжении действия концессионного договора в бюджет страны будет отходить доля дохода от деятельности инвестора в виде концессионных платежей.

Механизм концессии позволит привлечь в страну инвесторов, чьи денежные потоки станут серьезным фактором для повышения эффективности эксплуатации всех государственных объектов инфраструктуры и их модернизации.

Концессионная деятельность несет за собой длинный ряд преимуществ, среди которых ключевыми являются создание новых рабочих мест, реализация социальных проектов, оживление экономической активности, внедрение и разработка мировых практик ведения бизнеса.

Стоит отметить, что такие международные институты, как ЕЭК, ООН, ЮНСИТРАЛ, ЕБР, IFC и Всемирный банк в течение последних годов активно разрабатывают стандарты, методологии, руководящие принципы для обобщения передовых практик реализации проектов государственно-частного партнерства в мире, в число которых входит и концессия. Перечисленные выше стандарты являются основой механизма концессии.

Не стоит обходить стороной и тот факт, что на сегодняшний день Украина не реализовала ни один крупный проект на условиях концессии. Причина тому — несовершенство, устарелость, несогласованность законодательства в сфере применения государственно-частного партнерства и концессии.

Одновременно с этим, в мировом сообществе механизм концессии активно используется для реализации масштабных проектов по улучшению инфраструктуры. Например, в странах Европейского Союза было построено и сдано в эксплуатацию больше 50 тысяч километров дорог.

Механизм концессии разработан для усовершенствования правового регулирования соответствующей деятельности для реализации масштабных и качественных проектов на условиях договора концессии, которые соответствуют мировой практике. Данный механизм предусматривает:

  • систематизация действующих законов Украины о концессии;
  • гармонизация законодательства о концессии с законодательством о государственно-частном партнерстве;
  • внедрение и разработку международного опыта реализации проектов на основе концессии;
  • устранение неточностей и правовых коллизий, которые были обнаружены в ходе применения действующих законов в сфере концессии и партнерства между государством и частным сектором.

Механизмом концессии определены следующие моменты:

  • четкое разграничение регулирования концессии и остальных форм осуществления государственно-частного партнерства;
  • единая процедура инициирования и принятия решения по осуществлению государственно-частного партнерства для всех его форм, включая концессию;
  • внедрение прозрачной процедуры выбора концессионера на конкурсной основе, согласно лучшей международной практике;
  • возможность привлечь независимых экспертов и советников для подготовки проектов по партнерству в виде концессии;
  • дополнительные гарантии для участников концессионного договора, в частности, наличие в соглашении пункта о праве замена одного концессионера на другого;
  • упрощенная процедура выделения участков земли для проектов;
  • особенности концессии на рынке с естественной монополией;
  • особенности концессии по созданию автомобильных дорог, их дальнейшей эксплуатации;
  • процедура трансформации арендного договора в концессионный при обращении арендатора с соответствующим запросом;
  • возможность решения споров международным коммерческим или инвестиционным арбитражем, которые могут возникнуть в ходе исполнения концессионного договора;
  • возможность инициировать концессию потенциальным участником;
  • четкий контроль и мониторинг выполнения концессионного договора;
  • регулирование права собственности на объект, который передается концессионеру на условиях заключенного договора, для сохранения его за государством или территориальной общиной.

Концессия по новым правилам: возможности и риски

В октябре 2019 года был принят и подписан закон “Про концессию”, который открыл государству новые возможности и потенциалы, ранее отсутствующие в Украине. Несмотря на это, закон предусматривает некоторые нормы, которые могут нести потенциальные риски для концессионера.

→ Первый момент — реализация концессионного договора. Одним из обязательных этапов является оценка воздействия на окружающую среду, которая ложится на концессионера после подписания соглашения. Риск заключается в том, что частное лицо после победы на проведенном конкурсе может лишиться возможности реализовать свой проект из-за плохого заключения по оценке влияния выбранной деятельности на окружающую среду. При таких обстоятельствах привлечение специалистов по экологическому законодательству при оценке участия концессионном конкурсе будет вполне уместно.

→ Второй риск — возможность изменения условий исполнения положений договора концессионером. 36 статья закона “Гарантии прав концессионера” определяет обязанности государства применять к концессионеру законодательство, действующие на момент подписания договора, не распространяется на изменения законодательства в сфере обороны, национальной безопасности, обеспечения гражданского порядка и охраны окружающей среды, лицензирование, правил и условий предоставления общественно значимых услуг на рынках с естественной монополией. Рассчитать или предугадать изменения законодательства в течение периода действия концессионного договора инвестор вряд ли сможет. Но если изменения произойдут, это может стать причиной убытков концессионера и закрытия проекта.

→ Третий риск — статья,  которая определяет, что концессионер может быть наделен эксклюзивными или специальными правами , связанными с реализацией проекта. Что представляют собой “специальные” права — закон умалчивает. Точно определить потенциал риска для инвесторов пока трудно, как и сказать будет ли это вообще работать.

Последний момент — переходные положения нового закона. В них обозначено, что проведение концессионных конкурсов, начатых до вступления закона 2019 года, и дальнейшие заключение договоров по результатам данного мероприятия будут осуществляться с использованием старого законодательства.

Юридическая компания “Касьяненко и партнеры” — это передовая юридическая компания, которая поможет в любых вопросах, связанных с концессией, согласно новому и старому законодательству. Обращаясь к нам за юридической помощью, вы обеспечиваете себя эффективным сотрудничеством со специалистами высокого уровня!

Cookie-файлы

Мы используем cookie-файлы для получения информации о том, как вы используете наш Веб-сайт. Cookie-файлы позволяют нам обеспечить возможность использования Веб-сайта в более удобном и доступном формате. Такие файлы, как правило, не содержат какие-либо данные, которые позволили бы нам идентифицировать вас как конкретное физическое лицо. Ваши данные будут обрабатываться с использованием cookie-файлов в течение разрешенного вами периода.

Политика использования файлов Cookie / Cookie Policy Согласие пользователя на правила пользования веб сайтом Согласие на сбор, обработку и передачу персональных данных

Настройки файлов cookie на этом веб-сайте настроены так, что нужно «разрешить использование файлов cookie», чтобы обеспечить вам наилучший доступ к просмотру. Вы можете продолжить использовать этот веб-сайт без изменения настроек cookie или нажмите кнопку «Принять» ниже, значит вы соглашаетесь с этим.

Закрыть