click fraud detection

Сколько должны зарабатывать чиновники и депутаты? | Касьяненко и Партнеры

С обывательской точки зрения, эта категория граждан и так обходится налогоплательщику слишком дорого, потому общественность очень болезненно реагирует на попытки повысить зарплату законодателям и бюрократам.

С обывательской точки зрения, эта категория граждан и так обходится налогоплательщику слишком дорого, потому общественность очень болезненно реагирует на попытки повысить зарплату законодателям и бюрократам. Можно вспомнить нападки на Мустафу Найема, заявившего, что в Киеве невозможно прожить за депутатскую зарплату. В октябре тогда еще кандидат в депутаты возмущался: “Не нравится такой депутат, живите с олигархами и ворами. Они могут вообще без зарплаты”. Как оказалось, и эти не могут. В марте 180 депутатов получили компенсацию из государственного бюджета на аренду жилья или съем гостиничного номера. Среди них оказались весьма небедные народные избранники. Но беда в том, что, помимо морального презрения, им ничего не инкриминируешь: раз положено, зачем отказываться? Таким образом, депутат, получающий 4,5 тыс. грн. в месяц, обходится гражданам очень дорого. То же касается и чиновников. Сколько бы ни ловили мздоимцев, при зарплате в 2-3 тыс. грн. все равно будут брать взятки. Или работать спустя рукава.

На прошлой неделе много шума наделал отказ от мандата депутата от “Самопомочі” Андрея Мирошника. Журналисты засняли в сессионном зале его смс-переписку по поводу отпуска на Мальдивах стоимостью более 10 тыс. евро. Мирошник – секретарь парламентского комитета по вопросам ветеранов и инвалидов, то есть самых незащищенных, и тут – экзотический отдых. Со всех сторон на депутата посыпались обвинения в жизни не по средствам. Мирошник сложил полномочия. И ответил своим критикам: “Я считаю, что бедный политик не построит богатую Украину. Тем более ее не построят политики, которые притворяются бедными”. “Мирошникгейт” создал прецедент в украинском парламенте, ведь, кроме персонажей типа казака Гаврилюка, у большинства депутатов есть и другие доходы, о которых они не говорят и не афишируют в декларациях.

Как раз такими случаями будет заниматься Национальное антикоррупционное бюро (НАБ). Пока оно только на бумаге, зато у него есть глава – Артем Сытник. В лучшем случае бюро заработает к осени, так что к тому времени у депутатов и чиновников есть время как-то по-хитрому переписать свою собственность на родственников. Но их проблема в том, что иногда их ловкость становится достоянием общественности. Потому в текущем году стоит ожидать массового паломничества депутатов ВР на украинские курорты. Причем недорогие.

Многих возмущали декларации депутатов за прошлый год. Но тогда они еще не имели мандатов. Траты слуг народа в этом году уже под пристальным оком НАБа. Условно говоря, в декларации депутата за 2015 г. должна быть указана парламентская зарплата около 60 тыс. грн., остальное будет проверяться. В том числе и заработки родственников, а также возможный левый доход. Того требует закон. И вот тут возникает огромная проблема: депутаты становятся зависимыми.

Условно говоря, избранник народа появляется в сессионном зале в новом костюме известного бренда – сразу вопрос: за какие шиши купил? Даже если за бугром в официальной командировке. Потому и депутатам, и чиновникам придется либо заниматься разрешенным законом заработком – читать лекции, писать книги и статьи за гонорары, либо ходить на допросы к Сытнику. С точки зрения обывателя, это будет выглядеть справедливо, но есть один минус – нет гарантии, что закон будет один для всех. Как показала история с так и не состоявшимся снятием депутатской неприкосновенности с семи депутатов, среди “меченных” не оказалось ни одного члена пропрезидентской фракции. Что очень странно. Таким образом, существует опасность, что НАБ превратится не в орган по борьбе с коррупцией, а в дубину для несогласных. В свое время много говорили о введении в Украине императивного мандата, дабы не допускать “тушкования”. Сейчас же предлагается куда более эффективный способ держать депутатов в стойле, пардон, во фракции: страх разоблачения нетрудовых доходов, которые все равно будут. Но кому-то удастся быть невидимкой для НАБа, а кому-то – нет.

Проблему усиливает еще один момент – депутаты могут стать “прикосновенными”. Против снятия неприкосновенности сегодня выступает достаточно много народных избранников, причем не из “Оппоблока”, а как раз внефракционных. Их позиция не входить ни в одну из фракций и не связывать себя партийными обязательствами вполне понятна. Тем более законом это не запрещено. Теперь они остерегаются, что при необходимости власть через НАБ сможет на них надавить. Не потому, что они коррупционеры, а чтобы приструнить или заставить голосовать так, как прикажут.

Какой выход? Во-первых, закон должен быть один для всех. Как это обеспечить в наших реалиях – вопрос. Чтобы на него ответить, надо действовать по лекалам отца сингапурского чуда Ли Куан Ю: “Посади трех друзей. Ты знаешь, за что, и они знают, за что”. Проще говоря, надо начинать с ближайших соратников, и народ поверит в благие намерения. Во-вторых, если бить своих, чтобы чужие бо­­ялись, тогда надо было формировать политсилы, представленные в ВР, иначе. В коалиции нет политических партий европейского типа. Наши партии слепили из того, что было. Если не сменят закон о местных выборах и не сделают списки открытыми, точно такой же принцип будет и при формировании списков на местах. После чего отлов коррупционеров станет технологией, а не реальной борьбой с коррупцией.

Касьяненко Дмитрий Леонидович

Адвокат, управляющий партнер Юридической компании "Касьяненко и партнеры". С 2002 года, Дмитрий Леонидович начал свой путь в юридической сфере, пройдя путь от ключевых позиций в бизнес-структурах до важных ролей в государственном секторе. Благодаря своему опыту, он стал известным специалистом в областях уголовного права, банковского и финансового права, хозяйственного и налогового права и процесса.

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments