Лидером по количеству критических высказываний был Национальный банк Украины, руководство которого до сих пор обвиняют в щедром рефинансировании банков Экономические потрясения в течение последних полутора лет ознаменовались активным поиском виновных, на которых было бы удобно сбросить весь груз ответственности за финансовые проблемы страны. Лидером по количеству критических высказываний был Национальный банк Украины, руководство которого до сих пор обвиняют в щедром рефинансировании банков, якобы предоставляемом привилегированным финансовым учреждениям, что, в свою очередь, привело к обвалу валютного курса.
Если распределить все выданные Нацбанком кредиты на временной шкале, в первую очередь бросается в глаза падение объемов кредитной поддержки банков, начиная со второй половины 2014-го года. Более того, изменилась структура кредитов: в 2015 году существенно сократилась доля кредитов рефинансирования по сравнению с целевыми стабилизационными кредитами, направленными на обеспечение интересов вкладчиков проблемных банков. Всего за 5 месяцев в 2015 году Нацбанк выдал только 16 млрд гривен кредитов сроком более 30 дней, что на порядок меньше, чем 115,6 млрд, выданных в 2014 году.
В течение 17 месяцев банковского кризиса, начиная с 1 января 2014 года официально неплатежеспособные банки получили 28,8% (38 млрд гривен) от всего кредитного пирога НБУ. Крупнейшими заемщиками были Дельта Банк (10,1 млрд гривен), «Финансовая инициатива» (8,4), VAB Банк (5,5), «Надра» (3,3), Брокбизнесбанк (2).
На де-факто проблемные банки, в которых были зафиксированы случаи массовых невыплат или задержек в выплатах вкладов, приходится еще 2%.
Средний объем кредита банкам, в которые позже была введена временная администрация, превышал аналогичный показатель действующих финансовых учреждений – 169 против 137 млн гривен. При этом распределение объемов кредитов среди ныне действующих банков было неравномерным – крупные суммы предоставлялись нескольким системным банкам, тогда как большинство получало меньше среднего.
Крупнейшие объемы кредитной поддержки ненадежным банкам предоставлялись в первой половине прошлого года, после чего, ввиду очистки системы, суммы предоставленных кредитов рефинансирования и стабилизационных займов резко сократились.
Нацбанк продолжал попытки улучшить ситуацию с финансовой устойчивостью и возвратом средств вкладчикам, кредитуя осенью 2014-го позже признанные неплатежеспособными VAB Банк, Дельта Банк, «Финансовую инициативу», Имекс Банк, «Киевскую Русь» и даже Укрбизнесбанк.
Статистику по возврату ранее предоставленных кредитов в разрезе банков НБУ не обнародует, однако представители регулятора отметили, что из 29,5 млрд гривен кредитов, предоставленных на срок более 30 дней ныне неплатежеспособным банкам, с начала 2014 года по состоянию на 24 июня 2015 года банками возвращено 10,5 млрд гривен, в том числе по стабилизационным кредитам – 0,2 млрд гривен, а по кредитам для сохранения ликвидности – 1,4 млрд гривен. Это без учета банка «Финансовая инициатива», который был признан неплатежеспособным 23 июня 2015 года.
Задолженность по кредитам, предоставленным Национальным банком Украины в 2014 году, в настоящее время отсутствует только у двух из восьми крупнейших неплатежеспособных должников – Брокбизнесбанка и Всеукраинского банка развития, отмечает пресс-служба НБУ.
С точки зрения происхождения капитала, крупнейшую сумму займов в 83 млрд гривен (63%) получили частные отечественные банки, которые, с одной стороны, были лишены альтернативных источников пополнения ресурсной базы, а с другой – получили наибольший удар во время бегства вкладчиков.
На государственные банки приходится более 29%, или 38 млрд гривен кредитов от НБУ, взятых в течение 2014-2015 годов. В то же время средняя сумма кредитов, предоставленная банкам с государственным капиталом, была в пять раз выше показателя частных банков. Такую щедрость регулятора по отношению к государственным финучреждениям можно объяснять как нарушением принципа независимости НБУ, так и системной важностью двух ключевых должников – Ощадбанка и Укрэксимбанка.
Банки с мажоритарным иностранным капиталом получили менее 8% от общего кредитного пирога. При этом из 10 млрд гривен кредитов, предоставленных иностранным банкам, 3,5 млрд освоил Альфа-Банк, 2,6 – Проминвестбанк, 0,9 – Райффайзен Банк Аваль, 0,7 – Unicredit Bank. Российский Проминвестбанк также оказался лидером среди иностранных банков по среднему объему кредита от НБУ, тогда как Альфа-Банк – по количеству полученных займов.
Ощадбанк занял первое место в рейтинге по интенсивности кредитной поддержки со стороны регулятора. Общая сумма полученных кредитов от НБУ в прошлом году составляет более 24 млрд гривен, что равняется примерно трети всех обязательств государственного банка на начало банковского кризиса.
ПриватБанк, лидер по количеству, среднему размеру и сумме кредитов от НБУ, оказался на втором месте благодаря значительному объему обязательств, по сравнению с которыми общая сумма полученных за полтора года кредитов была в шесть раз меньше. ПриватБанк связывает потребность в рефинансировании с усилением тенденции снятия вкладов в начале кризиса. Только по итогам первого полугодия 2014 года снижение объема средств физических лиц по банку составило около 24,2 млрд гривен (19,12%).
На третьем месте рэнкинга – банк «Финансовая инициатива», который 23 июня 2015 года решением правления Национального банка Украины был отнесен к категории неплатежеспособных. По словам представителей НБУ, предоставленные в 2014 году кредитные средства банк направил на выполнение обязательств перед вкладчиками и кредиторами.
При этом с целью минимизации рисков и создания условий для улучшения состояния ликвидности в деятельности банка были установлены определенные ограничения. Однако, несмотря на все усилия по стабилизации, в частности, докапитализации банка владельцем существенного участия финучреждения, остановить отток средств, стабилизировать ликвидность и восстановить платежеспособность в условиях текущего финансового кризиса так и не удалось. Всего банк за период кризиса получил 13 кредитов от НБУ общим объемом 8,4 млрд гривен, что сопоставимо с 76% от докризисного объема обязательств банка.
Укргазбанк, №4 рэнкинга, получивший от НБУ 21 кредит общим объемом 6,7 млрд гривен, рассматривает кредиты рефинансирования НБУ «только в качестве «предохранителя» от возможного негативного влияния сложной ситуации в системе». Банк, 95% капитала которого принадлежит государству, придерживается графика погашения и недавно досрочно вернул около миллиарда гривен кредита рефинансирования.
Неплатежеспособные Дельта Банк Николая Лагуна и VAB Банк заняли соответственно 5-е и 6-е места по интенсивности кредитной поддержки. Дельта Банк стал лидером по объему и количеству кредитов от НБУ среди банков, в которые введена временная администрация. Последний заем в размере 960 млн гривен был предоставлен в сентябре 2014 года.
VAB Банк еще в октябре прошлого года получал 1,2 млрд гривен стабилизационного кредита, а уже в ноябре был отнесен к категории неплатежеспособных. Кредитор последней инстанции обосновывал свое решение о поддержке проблемного банка общим «поиском путей улучшения финансового состояния банка», однако «предложения владельцев по увеличению капитала банка оказались недостаточными для поддержания его платежеспособности», – отмечается в пресс-релизе НБУ.
В Фидобанке Александра Адарича (№7 в рэнкинге) объяснили, что получали рефинансирование от НБУ под залог ОВГЗ в пиковые периоды оттока вкладов из-за участия в процентных тендерах в рамках диверсификации источников привлечения ресурсов. На данный момент все кредиты Нацбанка возвращены, задолженность банка перед регулятором отсутствует.
Несмотря на плюсы, у кредитной поддержки со стороны НБУ есть два существенных минуса.
Первый − высокая цена данного вида ресурса, которая привязана к учетной ставке НБУ на уровне 30% годовых.
Второй − негативный фон как следствие самого факта привлечения средств от регулятора, в сознании людей это ассоциируется с наличием у такого банка проблем с ликвидностью. Следует помнить, что существуют разные формы и цели привлечения таких средств, поэтому желательно не делать поспешных выводов о надежности банка исключительно на основании данных о рефинансировании.