Верховная Рада 18 июня приняла за основу правительственный законопроект № 2045а
Верховная Рада 18 июня приняла за основу правительственный законопроект № 2045а относительно усовершенствования системы гарантирования вкладов физических лиц и выведения неплатежеспособных банков с рынка.
Законопроектом предлагается усовершенствовать процедуру вывода с рынка неплатежеспособных банков и усилить защиту прав вкладчиков:
– Отменить возможность продления срока утверждения исполнительной дирекцией плана урегулирования;
– Расширить перечень оснований при которых Фонд не возмещает средства по вкладам (дробление вкладов, размещение средств путем мошенничества и других противоправных действий, являющихся предметом уголовного производства или находятся под арестом);
– Ускорить начало выплаты вкладчикам гарантированной суммы в случае ликвидации банка путем уменьшения сроков формирования и утверждения реестров вкладчиков с 3-х дней до 1-го и с 6-ти до 3-х соответственно. При этом выплата начинается на следующий день после утверждения реестра вкладчиков (вместо семи дней, установленных ранее);
– Ввести ускоренную ликвидацию неплатежеспособного банка, в случае соответствия банка, установленным законопроектом критериям;
– Предоставить возможность и установить порядок по отчуждению Фондом неплатежеспособного банка ликвидируемого которые гарантируются Фондом, в пользу принимающего банка с выплатой премии со стороны принимающего банка;
– Предусмотреть возможность участия в конкурсе по выведению неплатежеспособных банков с рынка объединения инвесторов;
– Повысить ответственность связанных с банком лиц путем включения их в последней очереди требований кредиторов, по которому возвращаются кредиторские требования;
– Установить, связанные с банком лица не могут быть инвесторами и принимающий банк не может быть банк, участники которого являются связанными с банком лицами;
– Усовершенствовать процедуру продажи активов ликвидируемых банков;
– Устранить препятствия для осуществления деятельности Фондом, в частности, в части, касающейся запрета возможности наложения ареста на имущество неплатежеспособного банка и активы Фонда (в том числе средства на счетах), предоставление права Фонда о передаче арестованного имущества для обеспечения вывода неплатежеспособного банка с рынка;
– Увеличить срок ликвидации банков на срок до пяти лет против трех существующих;
– Запретить возможность продления срока нахождения банка в статусе проблемного;
– Установить новый порядок участия государства в выведены с рынка неплатежеспособного банка, который, в частности, предусматривает расширение способов вывода путем приобретения переходного банка, уменьшение расходов государственного бюджета путем обмена обремененных денежных обязательств банка перед связанными лицами, а также не обремененных денежных обязательств перед юридическими и физическими лицами, которые не связаны с банком, кроме средств по текущим и депозитным счетам этих юридических и физических лиц на акции дополнительной эмиссии, определение реального состояния активов банка и разработка плана реструктуризации банка, с учетом лучшего мирового опыта, для обеспечения его дальнейшей прибыльной деятельности.
При этом, приобретение государством неплатежеспособного банка должно быть осуществлено в течение двух дней.
Далее предлагается:
– Предоставить право на законодательном уровне Фонда обратиться в Национальный банк по выкупу государственных ценных бумаг для финансовой поддержки Фонда;
– Изменить порядок формирования состава административного совета Фонда и расширить его полномочия в части утверждения ежеквартальных отчетов по выполнению планов урегулирования и реализации имущества банков, находящихся в стадии ликвидации и порядке отбора членов исполнительной дирекции
– Расширить полномочия исполнительной дирекции в части, касающейся назначения работников Фонда в полномочия которых входит мониторинг проблемных банков и образования коллегиальных органов по вопросам консолидации и продажи активов различных банков;
– Предоставить Фонду право создать в своей структуре «консолидированный офис по продаже активов неплатежеспособных банков», в том числе осуществлять предпродажную подготовку таких активов;
– Дополнить источники формирования средств Фонда средствами, полученными от управления имуществом Фонда (в том числе от отчуждения, аренды, субаренды и т.д.) исключив при этом норму, средства Фонда не могут быть использованы на предоставление займов работникам Фонда;
– Предоставить возможность осуществлять анализ договоров на их ничтожность, в том числе путем направления запросов клиентам банков;
– Обязать Фонд проводить стресс-тестирование банков с целью расчета необходимого размера базовой годовой ставки регулярного сбора и оценки финансовой устойчивости Фонда в среднесрочной перспективе, по меньшей мере, один раз в три года;
– Усилить полномочия Фонда в качестве временного администратора и ликвидатора с возможностью их частичного или полного делегирования его работнику (ам) – уполномоченному (ым) лицу (ам)
– Освободить Фонд от уплаты судебного сбора;
– Определить условия, при которых институты совместного инвестирования могут быть учредителями банка или владельцами их существенного участия;
При этом проектом предлагается с 01.01.2016 уменьшить срок введения временной администрации с трех месяцев до одного;
В проекте закона отсутствуют правила и процедуры, которые могут содержать риски совершения коррупционных правонарушений.
Предполагается, что такие изменения повысят суммы поступлений от реализации активов неплатежеспособных банков, ускорят начало выплаты вкладчикам, уменьшат социальную напряженность и повысят доверие вкладчиков.