click fraud detection

ПриватБанк – мина замедленного действия | Касьяненко и Партнеры

И это  означает, что и сам “Приват”, и весь банковский рынок ожидают изменения. Большие изменения, иначе система, как и вся экономика не выживут.

Заявив, что банк ” чувствует себя мощно и стабильно” и что “мы никаких проблем с “Приватом” не допустим”, глава государства фактически взял на себя персональную публичную ответственность за состояние дел в банке, который принадлежит его “заклятому другу” Игорю Коломойскому, а также Геннадию Боголюбову.

При этом Порошенко напомнил, что глава НБУ Валерия Гонтарева также заявила, что государство будет поддерживать стабильность и эффективность функционирования Приватбанка. Этим заявлениям сложно не поверить, учитывая то, что по состоянию на 1 февраля с.г. человек по фамилии Порошенко числился в списках самых больших Vip-Клиентов банка как владелец депозита на 50 млн долл.

Но президентские заявления отнюдь не снимают проблемы, которая заключается в том, что от платежеспособности одного банка прямо зависит состояние всей финансовой системы страны, да и экономики в целом. Не говоря уже о том, что у государства, на случай чего, точно нет денег для компенсации 245 млрд грн его обязательств, с которых 140 млрд приходится на депозиты населения (на 1 марта 2015-го). Миллионов пострадавших вкладчиков “Привату” было бы вполне достаточно, чтобы собрать площади во всех больших городах Украины. Власть об этом знает. Владельцы — тоже…

Эта проблема, которую раньше по-тихому обсуждали в очень узких профессиональных кругах, оказалась под софитами общественного внимания во время последнего шестидневного ” сюрреалити-шоу” при участии совладельца Приватбанка. Именно тогда напомнило о себе и то обстоятельство, что судьба минимум каждой четвертой гривны на депозитах украинских граждан зависит непосредственно от того, договорятся эти два человека или нет.

После того, как между Порошенко и Коломойским было заключенное этапное перемирие, стороны договорились и об “компенсационных пакетах”. Итак, непосредственная угроза серьезных осложнений в банковской системе через “конфликт на наивысшем уровне” отступила.

С фасадной стороны

По данным НБУ, на начало 2015 г. за Приватбанком значилось 15,5% всех активов банковской системы (204,6 млрд грн). При этом он сконцентрировал 19,7% всех средств банковских клиентов и, в частности, более чем четверть (25,5%) всех депозитов населения. За абсолютным большинством показателей и рыночных долей учреждение в разы обгоняет даже ближайших преследователей.

Согласно последним данным НБУ на 1 января 2015 г., на долю “Привата” приходилось близко половины всех выпущенных активных платежных карт в банковской системе (или более как 16,3 млн). Среди их владельцев — миллионы пенсионеров и работников бюджетной сферы, в том числе учителей, медицинских работников и студентов. Также на долю этого учреждения приходится 53% всех банкоматов в стране (19,4 тыс. банкоматов и терминалов самообслуживания) и свыше 53% платежных терминалов (109 тыс.). Именно приватовскими терминалами обслуживается свыше половина предприятий в сфере торговли и услуг (51%, или более как 63 тыс.).

Как часто отмечают финансисты, на сегодня “Приват” уже есть “отдельная система в банковской системе” страны. Не преуменьшая заслуг его менеджеров, все-таки заметим, что как достигнутые за последние годы показатели, так и возможное дальнейшее наращивание рыночных долей сложно назвать позитивом для системы вообще. Исходя из многих соображений, в том числе и принимая во внимание факторы концентрации рисков и даже очевидную угрозу монополизации ряда рыночных секторов. Да и агрессивный рост, как показывает не только опыт “Дельта банка”, и не только украинский, — вещь хорошая и довольно доходная, но только пока оно не заканчивается. Это известно на примере всех “пирамид”.

Приватбанк же вырос и стал значащим настолько, что много участников регулярных “сорокабанкирских” совещаний в НБУ, наблюдая за процессом обсуждения и оценивая принятые в дальнейшем решения, отмечают: на сегодняшнем этапе уже время поднимать вопросы, кто и чью работу “координирует и направляет” — Нацбанк “Привата” или “Приват” Нацбанка?

Не считаться с “Приватом” в нынешней ситуации чиновникам нельзя. Ведь если какой-либо банк в Украине и может претендовать на статус “весьма большого, чтобы обанкротиться” (от англ. to big to fail), то это прежде всего Приватбанк. Именно он, как никакое другое учреждение, — неоклассический пример системной структуры-гиганта, чаще всего весьма агрессивно, но все-таки органически для украинских бизнес-реалий выращенной менеджерами и владельцами в местном мутном финансовом болоте. И именно такие за относительными масштабами монстры, как научил руководящие центробанки мира опыт последнего финансового кризиса, составляют одну из ключевых и даже чрезвычайных угроз стабильности национальных финансовых систем.

Итак не будет преувеличением вывод: жизнеспособность и платежеспособность “Привата” — вопрос национальной безопасности (именно для недавно созданной президентом Рады из финансовой стабильности).
Нацбанк не видит ФПГ? А она есть!

Структура приватовского бизнеса одновременно и традиционная, и уникальная для украинских реалий. С одной стороны, она построена по классическому принципу, который используется доморощенными украинскими бизнесменами, как минимум частично будучи так называемым пылесосом для привлечения ресурсов в бизнесы владельцев. С другого — банк уже давно стал не только самой большой, а и одним из наиболее инновационных учреждений в стране.

По официальной информации банка, на начало 2015 г. его самыми большими акционерами были Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов. Кому-нибудь, кто хотя бы чуточку интересуется реалиями и расписаниями украинской экономики, доброе знакомое понятие “группа “Приват”, владельцами которой также называют Коломойского и Ко. Не секрет и то, что центральным и ключевым элементом этой финансово-промышленной группы полагает именно Приватбанк, ведь даже их названия созвучные. Однако проблема заключается в том, что хотя понятие “группа “Приват” уже давно и устойчиво используется в отечественной финансово-экономической жизни, формально такое образование не существует. А его консолидированная отчетность не ведется и нигде не публикуется и существует разве что в теневой бухгалтерии владельцев.

И если другие олигархи и “просто большие бизнесмены” уже консолидировали свои активы, поместив их под крыло в основном офшорных управляющих компаний (System Capital Management Ахметова и Smart-Holding Новинського (вместе “Метинвест Холдинг”), Eastone Пинчука, Group DF Фирташа, “Укрпроминвест” Порошенко, Ferrexpo Жеваго, Ukrlandfarming Бахматюка, “Мироновский хлебопродукт” Косюка, “Донецксталь” Нусенкиса и др.), то с “Приватом” все намного сложнее.

К числу прямо или опосредованно связанных с группой “Приват” и владельцами банка структур, кроме якобы государственной “Укрнафты” и когда-то татарской “Укртатнафты”, относят ООО “Приват-Агроцентр”, Орджоникидзенский ГЗК, Марганецкий ГЗК, АК “МАУ” и “Днипроавиа”, Запорожский ферросплавный завод, НПК “Галиция”, Стахановський ферросплавный завод, “Дніпроазот”, Никопольский завод ферросплавов, заправочные сети “Авиас”, “Укрнафта”, “Мавекс”, ANT, Sentosa Oil и др. Именно эти предприятия являются получателями львиной доли кредитов финучреждения. Но довести эту связь, как и інсайдерський характер соглашений, исходя из ныне действующих формальных критериев, проблематично (особенно если делать это не очень хочется).

В официально обнародованном на сайте банка списка его аффилированных компаний значатся 26 позиций. Но на самом деле перечень инсайдеров банка должны быть намного длиннее. Некоторые примеры лежат на поверхности — вышеупомянутое ООО “Приват-Агроцентр”, которое является управляющей компанией “Приват-Агрохолдинга”, что объединяет свыше двух десятков агропредприятий из одним из самых больших в стране земельных банков (близко 120 тыс. га).

Весь бизнес группы построен следующим образом — формально связей между структурами якобы и нет, но на самом деле они очень даже есть. Выходит что-то на манер гигантского спрута, “щупальца” которого, в том числе через огромное количество ООО и офшорных LTD, внедряются в интересные для приватівських акционеров бизнесы-сферы. Многие из этой армии юридических лиц активной деятельности не ведет, зато наиболее активным чином используется в разных оптимізаційних схемах. Во всех этих хитросплетениях банк есть ключевым и системоутворюючим элементом бизнеса Коломойского и его партнеров.

Романсы о рефинансах.

Финансовое состояние Приватбанка через его огромные, по украинским меркам, масштабы — тема особенно чувствительная для отечественного рынка. По этой причине от власти поступают не только успокоительные месиджи о контроле над ситуацией в учреждении, а и с завидной для других банков регулярностью сообщения о предоставлении Нацбанком все более новых порций финансирования.
Проблема рефинансирования действительно неоднозначная. Ведь если финучреждение объективно имеет ситуативные трудности на манер системного отлива вкладов, то объемы его поддержки регулятором должны быть значительными по определению, учитывая его масштаб. Однако остается без ответа вопрос контроля надлежащего целевого использования выданных Нацбанком ресурсов. Проблема, конечно, не из простых. В свое время на фоне очередного витка девальвации на валютном рынке Нацбанк даже “красиво” открещивался от необходимости контроля за использованием выданного рефинансирования. Сейчас за этим будто бы следят кураторы. Но как показывает опыт того же “Дельта Банка”, от такого контроля пользы мало.

Случайно ли, например, после того, как 19 февраля с.г. НБУ принял решение относительно выдачи “Привату” 2,28 млрд грн, меньше чем через неделю, 24 февраля, курс гривны к доллару по итогам торгов на валютном межбанковском рынке снизился к нынешнему историческому минимуму до 33,85 грн. А на “черном” рынке цена “зеленой” денежной наличности вплотную приблизилась к отметки 40.
Последний выданный Приватбанку стабкредит на 800 млн грн довел общую сумму полученного им от НБУ только в январе-марте с.г. финансирования до 7,7 млрд грн. В прошлом году, по официальным данным Нацбанка, учреждение получило от регулятора рефинансирования сроком от 30 дней на сумму около 20,8 млрд грн. Причем из них стабкредиты (которые предоставляются минимум на два года) составляли 9,9 млрд грн. Основную долю прошлогодних кредитов было выдано при руководстве в НБУ С.Кубіва (13,5 млрд). В залог же могли быть (или все же таки были?) переданные активы в уже аннексированном на тот момент Крыму на сумму 10 млрд грн.

Где выход?

Негативные тренды в системе уже давно имеют запредельную амплитуду. Опустошенные недобросовестными собственниками и менеджерами банки с завидной регулярностью передаются в Фонд гарантирования, через который с вкладчиками за банкиров уже давно рассчитываются государство и налогоплательщики. Длинные годы в этой сфере властвует безнаказанная круговая порука. Чиновники Нацбанка “добросовестно” закрывают глаза на “пылесосный” характер преобладающей части банковского бизнеса, часто даже покрывая его.
Формальный повод — банковский надзор не то, что связанных структур, а даже владельцев большинства банков никто не знает. Хорошее подспорье утаиванию — банковская тайна. Несмотря на повсеместную отмену (даже в Швейцарии), в Украине ее институт остается практически незыблемым. Поэтому конкретные соглашения конкретных банков и их конкретных собственников с инсайдерами остаются тайной за семерыми печатями не только для широкой общественности, а даже для опытных финансовых экспертов.

Население тем временем беднеет от девальвации и инфляции, а высшие чины страны сокрушаются по поводу спекулятивных атак на валюту. Но, несмотря на распространенность и многомиллиардные масштабы злоупотреблений, никакого большого виновника на скамье подсудимых мы не видим. Тем более из числа чиновников, которые спрятались за вывеской “Регулятор”, хотя именно они обязаны отслеживать характер финансовых операций своих надзорных подопечных и, особенно, соглашений с инсайдерами.

И если чиновник не способный или не хочет увидеть очевидные нарушения, которые привели к фактическому грабежу вкладчиков, государства и всей страны (через девальвацию и инфляцию), то он очевидно не взыскивается со своими функциями. И кто-то конкретно должны нести за это ответственность! Ведь потери временами исчисляются десятками миллиардов!

Едва ли следует рассчитывать, что ситуация быстро и принципиально изменится и после недавнего принятия под давкой МВФ закона (№2085), направленного на усиление ответственности топ-менеджеров банков (кстати, вплоть до лишения свободы сроком до пяти лет за доведения финучреждения к неплатежеспособности из корыстных мотивов).

Мероприятия по оздоровлению банковской системы, предусмотренные последним соглашением Киева и МВФ, призваны решить только половину проблемы, предусматривая повышение прозрачности структуры собственности украинских банков и ограничение операций с инсайдерами. Да и то реализация этих пунктов, как показывает многолетний опыт сотрудничества Украины с международными кредиторами, остается под большим сомнением, поскольку идет вразрез с интересами слишком многих банковских собственников. К перечню которых, придется еще раз напомнить, как и раньше, входит и украинский президент.

По данным финансовой отчетности учреждения, по состоянию на 1 января 2014 г. с 105,5 млрд общего гривневого корпоративного портфеля учреждения 102,6 млрд (97,5%!) было выдано в Днепропетровской области. В валютной части портфеля ситуация на тот момент сложилась кое-что другая: из общей суммы в 3,797 млрд долл. 1,213 млрд приходилось на Кипр и “только” 2,550 млрд — на Днепропетровскую область. Все равно значит, что другим регионам отводилось меньше чем 1% валютного корпорейту “Привата”!

Логичный вопрос без ответа: как же так получается, что, вопреки более чем значащее присутствие филиалов и отделений банка во всех регионах страны, его кредитный портфель завязан практически на одной лишь области? И разве кто-то упомянет о масштабных многомиллиардных инвестиционных проектах в регионе? Ведь к началу последнего цикла штормов на валютном рынке вышеупомянутые суммы выглядели очень даже убедительно даже в долларовом эквиваленте. Итак официальные декларации Приватбанка в отчетности, что он, дескать, выдерживает все “инсайдерские” нормативы НБУ, у участников рынка вызывают разве что иронические улыбки…

Меморандум по МВФ предусматривает, что до конца октября 2015-го каждый из десяти самых больших банков должны подать в НБУ план действий относительно свертывания сверхлимитного кредитования связанных лиц на протяжении трех лет. Насколько успешной может быть соответствующая работа в случае “Привата” — вопрос в нынешних украинских реалиях почти философский. Но в любом случае понятно, что это будет предпосылкой для его “тесного контакта” с властью, которая может использовать “инсайдерский” повод для перекройки как конкретно Приватбанка, так и банковской системы вообще.

И это  означает, что и сам “Приват”, и весь банковский рынок ожидают изменения. Большие изменения, иначе система, как и вся экономика не выживут.

Касьяненко Дмитрий Леонидович

Адвокат, управляющий партнер Юридической компании "Касьяненко и партнеры". С 2002 года, Дмитрий Леонидович начал свой путь в юридической сфере, пройдя путь от ключевых позиций в бизнес-структурах до важных ролей в государственном секторе. Благодаря своему опыту, он стал известным специалистом в областях уголовного права, банковского и финансового права, хозяйственного и налогового права и процесса.

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments