click fraud detection

Как вкладчикам вернуть свои сбережения из лопнувшего банка | Касьяненко и Партнеры

Банковский кризис 2014–2015 годов стал беспрецедентным по количеству банкротств украинских финучреждений. Банковский кризис 2014–2015 годов стал беспрецедентным по количеству банкротств украинских финучреждений. За этот период Фонду гарантирования вкладов были переданы для вывода с рынка более 50 неплатежеспособных банков с обязательствами перед вкладчиками-физлицами в пределах гарантированного возмещения свыше 50 млрд грн.

К 1 мая этого года фонд выплатил вкладчикам 21,2 млрд грн, или менее половины причитающейся суммы. Наиболее крупные выплаты проводились и продолжаются по банкам «Форум», «Брокбизнесбанк», «VAB-Банк», «Надра» и «Имэксбанк». Бесспорным лидером по объему выплат станет «Дельта Банк», крупнейшим акционером которого является украинский бизнесмен Николай Лагун. Начало выплат запланировано на первую декаду июня. Объем возмещения вкладчикам этого банка за счет средств фонда оценивается в 16,6 млрд грн.

По информации Фонда гарантирования, в настоящее время в «Дельта Банке» полным ходом идет проверка вкладов на предмет их «дробления». Конкретных цифр в фонде не называют, но по информации источников в финансовых кругах, речь идет о сомнительных вкладах на несколько миллиардов гривен.

В большинстве случаев вкладчики начинают получать возмещение по вкладам в неплатежеспособном банке уже в период временной администрации. Но именно тогда или незадолго до этого особо услужливыми становятся банкиры, предлагая крупным вкладчикам разбивать депозиты.

На первый взгляд, менеджмент банка руководствуется лучшими побуждениями – спасти средства клиента. Но поскольку делается это не из своего кармана и не за счет акционеров разорившегося банка, а за наш с вами счет, чистота намерений сомнительна. Миллиарды дополнительной нагрузки на фонд лягут на госбюджет, то есть, на плечи налогоплательщиков.

Экономисты отмечают, что масштабные выплаты через фонд провоцируют риск роста инфляции, которая по итогам апреля уже перешагнула отметку в 60% в годовом выражении, и влечет другие негативные последствия для экономики.

Кроме того, Фонд гарантирования уже по уши в долгах. Объем полученных кредитов у НБУ и правительства за полтора года превысил 35 млрд грн и до конца года может достигнуть 50 млрд грн. С учетом размера взносов от банков – около 3 млрд грн ежегодно – фонд будет рассчитываться по своим долгам ближайшие 15 лет.

Дела пойдут лучше, если фонд активнее будет продавать имущество ликвидируемых банков, но более половины финучреждений попадают в фонд в состоянии «голой» лицензии.

Активы банка выводятся через кредиты, покупку имущества, ценных бумаг. Частое явление – выведение залогов и их замена на какие-то отбросы, мусорные ценные бумаги. Либо деньги выводятся на какие-то компании, которые сразу банкротятся, чтобы не возвращать кредиты. Тем не менее, он прогнозирует, что фонд выручит от продажи имущества ликвидируемых банков порядка 5 млрд грн уже в этом году.

Это – значительная сумма, и справедливо ли будет, если результат годовой работы фонда попадет в руки пары-тройки вкладчиков, вступивших в сговор с банком-банкротом?

Нечистоплотные банкиры и «хитрые» вкладчики сдаваться не намерены и буквально завалили суды исками, считая действия фонда по оспариванию депозитных договоров незаконными.

Судьи запутались, принимая решения и в пользу фонда, и в пользу вкладчиков. К примеру, в мае этого года столичный окружной административный суд своим постановлением обязал фонд выплатить возмещение в размере 200 тыс. грн вкладчику, депозит которого ранее был признан фондом недействительным.

Очень неоднозначная юридическая практика. Одни суды принимают решения в пользу фонда, другие – в пользу вкладчиков. Здесь нужен единый подход, чтобы эти схемы прекратить. Это уже своего рода бизнес, когда физлица или юридические лица через подставных физлиц вкладывают средства в проблемные банки и получают через систему гарантирования вкладов.

Юристы называют позицию фонда в данном вопросе «шаткой», считая, что запрет дробления вкладов нужно четко урегулировать на законодательном уровне.

Но даже в случае признания договора недействительным, для крупного вкладчика или представителя бизнеса не все потеряно. Как пояснили в фонде, сомнительная сделка в таком случае возвращается к исходным параметрам, и крупный вкладчик сможет получить возмещение в пределах 200 тыс. грн через фонд, а остальное – при ликвидации банка за счет выручки от продажи его имущества в установленной законом очередности.

Фонд намерен и далее признавать «дробные» вклады недействительными, подключая правоохранительные органы.

Чтобы подобные истории не повторялись в дальнейшем, фонд рекомендует вкладчикам размещать средства в разных банках в пределах гарантированного возмещения в 200 тыс. грн, и при этом не гоняться за высокими ставками и не выбирать первый попавшийся банк. Фонд предлагает выбирать известные финучреждения с понятной структурой и нормальной отчетностью, к которым нет претензий со стороны Национального банка. И, конечно, необходимо анализировать информацию о банке, которую подают аналитики и рейтинговые агентства. Кроме того, размещая средства в банке, фонд рекомендует убедиться, что выбранный вид вклада подпадает под его гарантии. К примеру, не подлежат возмещению вклады в банковских металлах и средства по сберегательным сертификатам на предъявителя.

Логика в рекомендациях фонда есть – он старательно выплачивает возмещение по вкладам в пределах 200 тыс. грн, покрывая таким образом 98,5% всех вкладчиков страны. То есть, система гарантирования выполняет основную функцию, защищая наиболее уязвимых граждан. Что касается крупных вкладчиков, то с трудом верится, что, располагая такими средствами, эти люди не читают новости и не знают, что происходит в нашей стране.

Банкротство для национального банковского сектора уже стало традиционным явлением, система гарантирования вкладов в ее нынешнем виде существует уже несколько лет, и никто не мешал вкладчику при размещении средств от продажи бизнеса или квартиры разбить сумму на несколько банков, чтобы спать спокойно.

Фонд подготовил законопроект о внесении поправок в закон, регулирующий его деятельность по этой конкретной проблеме. Ну что ж, поживем – увидим.

Рейтинг
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Cookie-файлы

Мы используем cookie-файлы для получения информации о том, как вы используете наш Веб-сайт. Cookie-файлы позволяют нам обеспечить возможность использования Веб-сайта в более удобном и доступном формате. Такие файлы, как правило, не содержат какие-либо данные, которые позволили бы нам идентифицировать вас как конкретное физическое лицо. Ваши данные будут обрабатываться с использованием cookie-файлов в течение разрешенного вами периода.

Политика использования файлов Cookie / Cookie Policy Согласие пользователя на правила пользования веб сайтом Согласие на сбор, обработку и передачу персональных данных

Настройки файлов cookie на этом веб-сайте настроены так, что нужно «разрешить использование файлов cookie», чтобы обеспечить вам наилучший доступ к просмотру. Вы можете продолжить использовать этот веб-сайт без изменения настроек cookie или нажмите кнопку «Принять» ниже, значит вы соглашаетесь с этим.

Закрыть