НБУ запретил банкам прописывать в договорах единоличную вину клиентов за мошеннические операции по пластиковым картам
Новые правила предусмотрены постановлением Нацбанка №382, вступившим в силу 9 сентября 2016 года. Эксперты считают, что нововведение заставит банки озаботиться защитой средств клиентов от мошенников.
Запрет упомянутой нормы в договорах – одно из множества положений принятого в западных странах принципа нулевой ответственности.
Теперь банк не может безосновательно переложить ответственность за проведенные спорные транзакции на клиента. Для отказа в компенсации потерянных денег банку необходимо будет доказать, что действия или бездействие клиента привели к краже средств с текущего счета. Отныне банки не имеют права прописывать в договорах требование, которой перекладывают безусловную ответственность за спорные операции на пользователя. Ранее банки имели такую возможность и пользовались ею.
Согласно новым правилам, возможен лишь один случай, при котором клиент понесет полную ответственность за спорную операцию: если доказано, что его действия либо бездействие привели к потере карты или разглашению информации, необходимой для совершения платежа.
Благодаря изменениям, банки должны будут пересмотреть положения своих договоров на обслуживание платежных карт, а в дальнейшем — рассматривать каждое заявление о спорной операции и доказывать вину клиента в каждом конкретном случае либо возмещать ущерб в случае отсутствия таких доказательств.
До сих пор многие работающие в Украине банки в договорах прописывали, что ответственность по всем операциям полностью лежит на держателе карты. Это в корне отличается от распространенной в развитых странах практики, при которой банк по любой спорной операции возвращает деньги на счет клиента. После этого проводится расследование, и если выясняется, что виноват клиент – деньги возвращают на счет банка.
Новые правила приведут у тому, что банкам, которые пока не смогли организовать эффективную антифрод-деятельность, придется это сделать, так как они начнут терять уже свои деньги, а не деньги клиентов.
Хотя нововведение значительно повышает защиту банковских клиентов, оно – лишь малая часть необходимых изменений.
Источник: AIN