click fraud detection

Деятельность коллекторских компаний незаконна

Кто такой коллектор, коллекторская деятельность или выбивание долгов по новому! С этого дня деятельность коллекторских компаний по выбиванию долгов, без соответствующей лицензии незаконно !!! Депутаты  проголосовали и приняли в первом чтении проект Закона Украины «О защите прав и законных интересов должников при осуществлении коллекторской деятельности».

Целью законопроекта является урегулирование правоотношений, возникающих в процессе организации и осуществления коллекторской деятельности, в целях защиты прав и законных интересов должников от недобросовестных действий субъектов коллекторской деятельности.

Сейчас действующее законодательство не содержит прямых всеобщих норм, квалифицирующих признаки недобросовестных практик и действий, необходимых для возврата просроченной задолженности. Отсутствуют также законодательные механизмы, направленные на предупреждение совершения взыскателями или кредиторами действий, нарушающих права должников. Как коллектор будет возмещать причиненный вред? Отсутствует и механизм возмещения вреда должнику от незаконных действий «коллекторов».

Коллекторская деятельность или кого коснется этот закон и какие положительные изменения внесены:

  • с этого момента, коллектор или любая коллекторская деятельность подлежит лицензированию (внесены изменения в Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности»)
  • в случае занятия коллекторской деятельностью без лицензии, такая деятельность подпадает под “запрещенный вид деятельности», а потому предусматривается ответственность в виде штрафа (внесены изменения в Кодекс Украины “об административных правонарушениях”)
  • страхование гражданско-правовой ответственности коллектор убъекта коллекторской деятельности (изменения в Закон Украины «О страховании»)

Национальный банк Украины своим заключением от 09.10.2019р. № 18-0011 / 52455 поддержал необходимость законодательного нормирования коллекторской деятельности, однако отмечает, что законопроект нуждается в доработке в части установления четких предписаний относительно правовых оснований взаимодействия кредитора с субъектом коллекторской деятельности (коллектор) по поводу урегулирования просроченной задолженности, поскольку из положений законопроекта однозначно не следует, такая задолженность кредитором отступается субъекту коллекторской деятельности (коллектор) или он поручает ему действовать от имени и в интересах кредитора.

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам интеграции Украины с Европейским Союзом в своем заключении от 21.10.2019 г.. № 04-20 / 10-290 отмечает, что законопроект «О защите прав и законных интересов должников при осуществлении коллекторской деятельности» (рег. №2133 ) не противоречит Соглашению об ассоциации и праву Европейского Союза.

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета в своем заключении от 31.10.2019 г.. № 04-13 / 8-402 отмечает, что законопроект будет иметь влияние на показатели бюджета (потребует дополнительных расходов государственного бюджета на финансирование центрального органа исполнительной власти в сфере коллекторской деятельности, приведет к увеличению доходов бюджетов от платы за лицензии на осуществление коллекторской деятельности, а также может привести к увеличению доходов государственного бюджета от штрафов в случае выявления соответствующих нарушений). Таким образом, в случае принятия соответствующего закона, необходимо изменить сроки введения его в действие согласно Бюджетному кодексу.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Закона Украины «О защите прав и законных интересов должников при осуществлении коллекторской деятельности »

  1. Обоснование необходимости принятия Закона

Вопросы законодательного урегулирования порядка возврата безнадежной задолженности в настоящее время является крайне актуальным. В условиях нестабильной банковской системы и отсутствии прогнозируемого курса национальной валюты неурегулированность вопроса взыскания долгов, так называемыми профессиональными «коллекторами» (коллектор), побуждает к внедрению четких правил их деятельности и обеспечения, при этом соблюдения прав должников.

Несмотря на тот факт, что сегодня в Украине общее количество предприятий, которые предоставляют услуги по возврату долгов насчитывается более 200, в отличие от многих стран мира, институт «коллекторов», “коллекторская деятельность” в Украине все еще не урегулированным на законодательном уровне.

И так кто же такой коллектор? Коллекторская деятельность тесно граничит с уголовно наказуемыми деяниями вместе с другими нарушениями законодательства. С целью побуждения к выполнению долга перед кредиторами, коллекторы довольно часто прибегают к психологическому давлению на должников и членов их семей, применяя при этом жесткие, а постоянно и противоправные методы. Это пренебрежением человеческим достоинством, вторжением в частную жизнь лица и нарушением прав и свобод, защищаемых Конституцией и законами Украины.

Согласно статье 32 Конституции Украины, никто не может подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

Сейчас действующее законодательство не содержит прямых всеобщих норм, квалифицирующих признаков недобросовестных практик и действий, необходимых для возврата просроченной задолженности. Отсутствуют также законодательные механизмы, направленные на предупреждение совершения взыскателями или кредиторами действий, нарушающих права должников. Отсутствует и механизм возмещения вреда должнику от незаконных действий «коллекторов».

Также, на законодательном уровне не установлены обязательные требования к субъектам, которые или предоставляют услуги по возврату просроченной задолженности в пользу кредитора, или осуществляют такую ​​деятельность в своих интересах при приобретении права требования к должнику.

Законопроектом вводится дефиниция понятия (коллектор) «коллекторская деятельность». Так, кто же это такой, коллектор?

коллекторская деятельность – это профессиональная деятельность по урегулированию просроченной задолженности осуществляется субъектами урегулирования такой задолженности направлена ​​на добровольное погашение должником в пользу кредитора просроченной задолженности по денежным обязательствам путем устной, письменной взаимодействия с ним, его представителем (представителями) ( в том числе с использованием электронного или другого технического средства связи, проведение телефонных переговоров с должником, направление письменных сообщений должнику, в том ом числе в рамках обязательного досудебного порядка урегулирования спора, уведомления должника о наличии задолженности с помощью автоинформатора).

Законопроектом предлагается во время организации и осуществления коллекторской деятельности запретить:

  1. колдектор не имеет права осуществлять действия, посягающие на права, свободы и собственность физических лиц, а также ставят под угрозу их жизнь и здоровье, честь, достоинство и деловую репутацию, использовать силу, насилие, угрозы осуществить незаконные или неправомерные действия и / или использовать образы личного достоинства в отношении должника, его представителя (представителей) и / или членов семьи должника-физического лица;
  2. коллектор не имеет права использовать вульгарную или нецензурную лексику, фразы, оскорбляющие честь и достоинство должника (его представителей), использовать грубый тон разговора, а также совершать другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, в отношении должника, его представителя ( представителей) и / или членов семьи должника-физического лица;
  3. коллектор не имеет права использовать любые другие средства, которые имеют характер запугивания;
  4. коллектор не имеент права умышленно предоставлять должнику ложную информацию, касающуюся просроченной задолженности;
  5. коллектор не имеет права предоставлять ложную информацию о своем статусе, квалификации или профессиональные полномочия;
  6. коллектор не миеет права выражать в любой способ угрозы по осуществлению противоправных действий, имеющих целью нарушить право собственности на имущество должника;
  7. коллектор не имеент права принимать поручения на урегулирование просроченной задолженности в случае, если исполнение такого поручения помешает выполнению ранее принятого поручения;
  8. коллектор не имеет права введение должника в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения просроченной задолженности;
  9. предоставлять неправдивую информацию относительно последствий, которые наступят (или могут наступить) для должника, его представителя (представителей) и / или членов его семьи в случае невыполнения должником своих обязательств по выплате просроченной задолженности, и о возможности привлечения должника к административно-правовой и / или уголовной ответственности;
  10. предоставлять неправдивую информацию относительно принадлежности кредитора, субъекта коллекторской деятельности и / или лиц, действующих от его (их) имени и в его (их) интересах, в правоохранительные органы, органы государственной власти или органов местного самоуправления;
  11. любым образом взаимодействовать с должником, его представителем (представителями) и / или членами семьи должника-физического лица, которые в соответствии с действующим законодательством Украины имеют обязательства по погашению задолженности солидарно или субсидиарно с должником, в том числе путем встреч по месту жительства (месту регистрации) должника, а также с помощью средств телефонной связи, факсимильных, телеграфных, текстовых, голосовых, электронных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, в рабочие дни в период с 20 часов до 9:00, а также в выходные и нерабочие дни;
  12. по инициативе кредитора, субъекта коллекторской деятельности и / или лиц, действующих от его (их) имени и в его (их) интересах, каким-либо образом взаимодействовать с должником, его представителем (представителями) и / или членами семьи ‘и должника-физического лица, которые в соответствии с действующим законодательством Украины имеют обязательства по погашению задолженности солидарно или субсидиарно с должником, в том числе путем встреч по месту жительства (месту регистрации) должника, а также с помощью средств телефонной связи, факсимильных, телеграфных, текстовых, голосовых, электронных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, общим числом более двух раз в сутки, более четырех раз в неделю, больше шестнадцати раз в месяц
  13. скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок или направляется уведомление должнику, его представителю (представителям) или об адресе электронной почты, с которой направляется сообщение, или об отправителе электронного сообщения должнику;
  14. использовать на конвертах или сообщениях, направляемых должнику, его представителю (представителям) изображения, которые могут быть восприняты как содержащие угрозу, а также размещать на конвертах или сообщениях сведения, прямо или косвенно указывающие на наличие у должника задолженности ( кроме размещения наименования субъекта коллекторской деятельности);
  15. любым образом сообщать третьим лицам о задолженности должника или осуществлять взаимодействие с третьими лицами таким образом, что в последнее станет или может стать известна информация о задолженности должника, кроме случаев взаимодействия с адвокатом или другим представителем (другими представителями) должника, представляющие интересы должника в вопросе просроченной задолженности и других связанных с просрочкой задолженности вопросах, взаимодействия с другими лицами, сообщения которых о задолженности должник в письменном виде за а в свое согласие, а также других случаев, предусмотренных действующим законодательством Украины;
  16. любым образом взаимодействовать с работодателем (работодателями) должника о просроченной задолженности должника, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины;
  17. контактировать с должником по его месту работы (основной или по совместительству), в том числе с помощью средств телефонной связи, включая направление должнику факсимильных, телеграфных, текстовых, голосовых, электронных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, по месту его работы;
  18. совершать действия, причиняющие или которые имеют целью причинить вред репутации, в том числе деловой репутации, должника и / или членов его семьи, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины, или угрожать совершить указанные действия;
  19. требовать от членов семьи должника и / или других связанных с должником лиц принять на себя обязательства по просроченной задолженности должника, если иное не предусмотрено договором или законом;
  20. по инициативе кредитора, субъекта коллекторской деятельности и / или лиц, действующих от его (их) имени и в его (их) интересах, каким-либо образом взаимодействовать с должником, если интересы должника в вопросе просроченной задолженности и других связанных с просрочкой задолженности вопросах, представляет адвокат или другой представитель, за исключением случаев, когда адвокат или другой представитель должника, после письменного обращения к нему кредитора, субъекта коллекторской деятельности и / или лиц, действующих от его (их) имени и в его (их) и Тереса, в течение двадцати рабочих дней не подтвердит факт представительства интересов должника;
  21. любым образом взаимодействовать с членами семьи должника-физического лица (кроме членов семьи должника-физического лица, которые в соответствии с действующим законодательством Украины имеют обязательства по погашению задолженности солидарно или субсидиарно с должником), в том числе путем встреч с их местом жительства, а также с помощью средств телефонной связи, факсимильных, телеграфных, текстовых, голосовых, электронных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи.

Также законопроектом предлагается запретить применять при организации и осуществления коллекторской деятельности любые методы, формы и средства воздействия, в том числе, возможность совершения которых предусмотрена или не запрещена законом, в случае если должник-физическое лицо (в том числе физическое лицо – предприниматель) сообщил субъекта коллекторской деятельности (путем направления заказного письма на юридический адрес соответствующего субъекта) об одном из следующих документально подтвержденных обстоятельств:

  •  должника-физическое лицо в установленном порядке признано лицом с инвалидностью I или II группы;
  • должник-физическое лицо временно потерял работоспособность, что подтверждается выданным в установленном порядке листком нетрудоспособности – на весь период временной нетрудоспособности должника;
  • заболевания должника-физического лица, подтверждается медицинской справкой – на весь период предоставления должнику-физическому лицу медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях;
  • недвижимое жилое имущество, которое считается предметом залога в соответствии со статьей  4 Закона Украины “О залоге” и / или предметом ипотеки согласно статье 5 Закона Украины “Об ипотеке”, и выступает в качестве обеспечения обязательств гражданина Украины, используется как место постоянного жительства должника, не имеет в собственности другого недвижимого жилого имущества;
  • должник не признает или оспаривает долг или часть долга – до дня вступления судебного решения по соответствующему делу в законную силу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ проект Закона Украины «О защите прав и законных интересов должников при осуществлении коллекторской деятельности » (Рег. № 2133 от 12.09.2019 г..)

Законна ли коллекторская деятельность? Как указано в преамбуле проекта, «этот Закон определяет общие организационно-правовые принципы осуществления хозяйственной деятельности в сфере осуществления коллекторской деятельности». По мнению субъектов права законодательной инициативы, его принятие, «позволит обеспечить нормальное функционирование как финансового, так и реального сектора экономики, исходя из конституционных принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, а также ввести механизм защиты прав должников, в отношении которых проводится деятельность по урегулированию задолженности по действующим обязательствам со стороны субъектов коллекторской деятельности ».

Главное управление, рассмотрев законопроект, считает целесообразным выразить к нему такие замечания и предложения:

→ Не возражая против необходимости законодательного урегулирования отношений между должником и кредитором по поводу погашения задолженности, а также с другими участниками соответствующих отношений, обращаем внимание на необходимость, в первую очередь, четкого определения содержания понятия «коллекторская деятельность». В статье 1 проекта под ней понимается коллекторская деятельность- «профессиональная деятельность по урегулированию просроченной задолженности …, направленная на добровольное погашение должником в пользу кредитора просроченной задолженности по денежным обязательствам путем устной, письменной взаимодействия с ним, его представителем (представителями)». Однако в проекте не определено, по каким именно критериям (сумма обязательств, количество должников и т.п.) соответствующая коллекторская деятельность определяется как профессиональная, а в каких именно случаях оно считается непрофессиональной.

→ Согласно статье 8 проекта при осуществлении коллекторской деятельности запрещается, в частности, «совершать действия, посягающие на права, свободы и собственность физических лиц, а также ставят под угрозу их жизнь и здоровье, честь, достоинство и деловую репутацию», «использовать вульгарную или нецензурную лексику, фразы, оскорбляющие личное честь и достоинство должника (его представителей), использовать грубый тон разговора», «каким-либо образом взаимодействовать с должником, его представителем (представителями) и \ или членами семьи должника, в том числе с помощью средств телефонной связи .. в рабочие дни с 20 часов до 9:00, а также в выходные и нерабочие праздничные дни ».

Коллекторская деятельность и какие замечания к ней? Соглашаясь с этим, считаем целесообразным распространить такие требования не только на взаимоотношения между субъектом коллекторской деятельности и должником, но и на взаимоотношения между кредитором (в том числе, и тем, который получил соответствующую денежную задолженность путем уступки требования (цессии)) и должником. Тем более, что наибольшие проблемы в последнее время возникают во взаимоотношениях между должниками и лицами, получившими право требования по их долгам от коммерческих банков. В связи с этим, по нашему мнению, более целесообразным было бы законодательное определение способов и условий взаимодействия должника и кредитора при просрочке исполнения обязательства путем внесения соответствующих изменений в Закон Украины «О потребительском кредитовании» (учитывая, в частности, положения статей 7 , 8 и 10 проекта), а не принятие  отдельного закона.

→ В проекте, по нашему мнению, отсутствует четкое понимание субъектов и отношений, которые их связывают. В частности, если речь идет об услугах в сфере коллекторской деятельности, то в проекте, на наш взгляд, должны быть определены их заказчики и исполнители. Вместо этого в статье 2 проекта предлагается дать определения терминов «должник», «кредитор» и «просроченная задолженность». На наш взгляд, применение в проекте таких обобщенных гражданско-правовых понятий приводит к созданию впечатления, что взыскание долга по любым просроченным денежным обязательствам должно быть предметом урегулирования просроченной задолженности. В связи с этим предлагаем уточнить в проекте перечень видов и суммы просроченной задолженности, которые не могут быть предметом отношений этого закона. В частности, предлагаем отнести к таким отношениям отношения связанных с просрочкой задолженности по алиментам, отношения, должниками в которых государственные предприятия и органы государственной власти и тому подобное. Кроме этого, стоит уточнить, что действие закона не распространяется на отношения, связанные с принудительным исполнением судебных решений и решений других органов (должностных лиц) органами государственной исполнительной службы и частными исполнителями.

→ По нашему мнению, в проекте следует также определить сумму просроченной задолженности, которую может обслуживать субъект коллекторской деятельности в первый год своей работы, как это сделано, например, для частного исполнителя, который согласно абзацу 13 ч. 2 ст.5 Закона Украины «О исполнительном производстве» в течение первого года занятия деятельностью частного исполнителя не может осуществлять принудительное исполнение решений, по которым сумма взыскания составляет 20 и более миллионов гривен или эквивалентную сумму в иностранной валюте.

→ Предлагаем дополнить проект положением о том, что субъектами коллекторской деятельности не могут быть юридические лица, зарегистрированные в государствах, которые признаны Верховной Радой Украины государством-агрессором, или относительно которых применены санкции в соответствии с законодательством, и юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит резиденту государства, признанного Верховной Радой Украины государством-агрессором, или государств, признано Верховной Радой Украины государством-агрессором. А также распространять соответствующие ограничения на учредителей коллекторов, в том числе физических лиц.

→ В статье 3 проекта предлагается создать центральный орган исполнительной власти в сфере коллекторской деятельности и определить его полномочия. Считаем, что порядок создания и деятельности центрального органа исполнительной власти в сфере коллекторской деятельности должно происходить по правилам, предусмотренным пунктом 91 части 1 статьи 116 Конституции Украины и Законом Украины «О центральных органах исполнительной власти».

→ В пункте 2 ч. 4 ст.4 проекта речь идет о заключении договоров об осуществлении коллекторской деятельности. Однако в проекте отсутствуют требования к этому договору, его существенных условий, размера вознаграждения субъекта урегулирования задолженности и тому подобное. Кроме этого, положения указанной статьи о лицензировании коллекторской деятельности должны быть согласованы с Законом Украины «О лицензировании хозяйственной деятельности».

→ В части 3 ст. 6 проекта предлагается установить минимальный размер страховой суммы по договору страхования гражданско-правовой ответственности, заключенным субъектом коллекторской деятельности в размере 10 процентов общей суммы задолженности по просроченным обязательствам, находящихся на исполнении у субъекта коллекторской деятельности в течение года, но не менее 10 000 минимальных размеров заработной платы на начало соответствующего календарного года. Считаем, что введение ограничения по размеру страховой суммы таким способом не будет способствоватьь доступу к этим услугам «новых» субъектов, поскольку для них нельзя рассчитать минимальный размер страховой суммы в первый год их работы.

→ По нашему мнению, в проекте недостаточно урегулирован вопрос передачи информации о должниках-физических лиц, их персональных данных субъектам коллекторской деятельности. Предлагаем уточнить в части 1 ст.8 проекта, определенная информация о должнике, в частности, адрес его проживания, номер телефона и адрес электронной почты может предоставляться субъектам коллекторской деятельности на основании письменного разрешения должника на раскрытие этой информации. Кроме того, Главное управление не считает целесообразным определять в части 2 ст. 8 проекта перечень информации, которая не подлежит сбору и сохранению в процессе осуществления коллекторской деятельности. Считаем, что этот вопрос урегулирован в ч.1 ст. 7 Закона Украины «О защите персональных данных», согласно которому запрещается обработка персональных данных о расовом или этническом происхождении, политических, религиозных или мировоззренческих убеждениях, членстве в политических партиях и профессиональных союзах, осуждение к уголовногму наказанию, а также данных, касающихся здоровья, половой жизни, биометрических или генетических данных.

Обобщающий вывод: по результатам рассмотрения в первом чтении законопроект целесообразно вернуть на доработку  с учетом всех замечаний и предложений.

Касьяненко Дмитрий Леонидович

Адвокат, управляющий партнер Юридической компании "Касьяненко и партнеры". С 2002 года, Дмитрий Леонидович начал свой путь в юридической сфере, пройдя путь от ключевых позиций в бизнес-структурах до важных ролей в государственном секторе. Благодаря своему опыту, он стал известным специалистом в областях уголовного права, банковского и финансового права, хозяйственного и налогового права и процесса.

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments