h6
19 июня 2003 был принят Закон Украины «О социальных услугах» за № 966-IV, с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украины от 24 июня 2004 года N 1891-IV, от 16 апреля 2009 N 1276-VI. Настоящий Закон определяет основные организационные и правовые основы предоставления социальных услуг лицам, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются в посторонней помощи.

 

В соответствии со ст.5 Закона Украины «О социальных услугах», одним из видов социальных услуг являются юридические услуги. Юридические услуги включают: предоставление консультаций по вопросам действующего законодательства, осуществление защиты прав и интересов лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, содействие применению государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, прибегающих к противоправным действиям в отношении этого лица (оформление правовых документов, адвокатская помощь, защита прав и интересов личности и т.п.).

Одним из условий предоставления юридических услуг является нахождение лица, которое требует таких услуг, оказавшись в сложных жизненных обстоятельствах.

Статьей 1 вышеуказанного Закона определено содержание понятия «сложные жизненные обстоятельства». В частности, сложными жизненными обстоятельствами являются обстоятельства, объективно нарушающие нормальную жизнедеятельность человека, последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, частичная потеря двигательной активности в связи со старостью или состоянием здоровья, одиночество, сиротство, беспризорность, отсутствие жилья или работы, насилие, пренебрежительное отношение и негативные отношения в семье, малообеспеченность, психологическое или психическое расстройство, стихийное бедствие, катастрофа и т.д.).

По моему мнению перечень сложных жизненных обстоятельств, определенных в ст.1 Закона, является неполным и не определяет большинство таких обстоятельств, которые могут происходить в обществе с лицом. Перечень сложных жизненных обстоятельствах, в понимании ст.1 Закона, требует расширенного толкования.

Целесообразно отнести к сложным жизненным обстоятельствам, в которых может оказаться человек, следующие обстоятельства:

-       противоправные действия третьих лиц;

-       нарушение прав и законных интересов;

-       непризнание или оспаривание прав человека, свобод или интересов;

-       совершение лицом административного правонарушения;

-       совершение административного задержания лица;

-       нарушение прав свобод или интересов человека со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе, во исполнение делегированных полномочий, решений, действий или бездействий субъектов властных полномочий;

-       участие такого лица в уголовном судопроизводстве в качестве потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, гражданского истца, гражданского ответчика, свидетеля.

Считаю, что все вышеперечисленные обстоятельства, расширяют перечень сложных жизненных обстоятельств, в которых может оказаться социально незащищенное лицо, нуждающееся в предоставлении юридических услуг, и в полной мере обеспечат права таких граждан, а как следствие, играют важную роль в обеспечении реализации, защиты и охраны прав и свобод человека. Лицо, которое требует юридических услуг и которое оказалось в указанных обстоятельствах, будет чувствовать себя более защищенным и юридически осведомленным, по таким направлениям, как гражданское судопроизводство, хозяйственное судопроизводство, административное судопроизводство, уголовное судопроизводство.

Важную роль в обеспечении реализации, защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина в Украине как демократическом правовом государстве отведено праву лица на правовую помощь, закрепленному в статье 59 Конституции Украины. Это право является одним из конституционных, неотъемлемых прав человека и имеет общий характер. В контексте части первой настоящей статьи «каждый имеет право на правовую помощь», понятие «каждый» охватывает всех без исключения лиц – граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Украины. Осуществление права на правовую помощь основано на соблюдении принципов равенства всех перед Законом и отсутствии дискриминации по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, социального происхождения, имущественного состояния, места проживания, по языковым или другим признакам.

Кроме того, реализация каждым права на правовую помощь не может зависеть от статуса лица и характера ее правоотношений с другими субъектами права. Правовая позиция по Конституционного Суда Украины по этому вопросу отражена в решении от 16 ноября 2000 года N13-рп/2000 (v013p710-00) по делу о праве свободного выбора защитника. В частности, в абзаце пятом пункта 5 мотивировочной части этого решения (v013p710-00) указано, что «закрепив право любого физического лица на правовую помощь», конституционное предписание «каждый свободен в выборе защитника своих прав» (часть первая статьи 59 Конституции Украины) (254к/96-ВР) по своему содержанию является общим и касается не только подозреваемого, обвиняемого или подсудимого, но и других физических лиц, которым гарантируется право свободного выбора защитника с целью защиты своих прав и законных интересов, возникающих из гражданских, трудовых, семейных, административных и иных правоотношений.

Конституционное право каждого на правовую помощь по своей сути является гарантией реализации защиты и охраны других прав и свобод человека и гражданина, и в этом заключается его социальная значимость. Среди функций такого права в обществе следует отдельно выделить превентивную, которая не только способствует правомерному осуществлению лицом своих прав и свобод, но и, прежде всего, направлена на предупреждение возможных нарушений или незаконных ограничений прав и свобод человека и гражданина со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц.

Правовая помощь является многоаспектной, различной по содержанию, объему и формам и может включать консультации, разъяснения, составление исков и обращений, справок, заявлений, жалоб, осуществление представительства, в частности в судах и других государственных органах, защита от обвинения и т.п.

Исходя из содержания решения Конституционного суда Украины от 30 сентября 2009 года N 23-рп/2009, Конституционный Суд Украины отмечает, что обеспечение каждому права на правовую помощь в контексте ч.2 ст.3, ст.59 Конституции Украины (254к/96-ВР) возлагает на государство соответствующие обязанности по обеспечению лица правовой помощью надлежащего уровня. Такие обязанности обусловливают необходимость определения в Законах Украины, других правовых актах порядка, условий и способов оказания этой помощи. Однако не все отраслевые Законы Украины, в частности процессуальные кодексы, содержат предписания, направленные на реализацию такого права, что может привести к ограничению или сужению содержания и объема права каждого на правовую помощь.

Кроме того, обеспечение каждому права на правовую помощь является не только конституционно-правовой обязанностью государства, но и соблюдением взятых Украиной международно-правовых обязательств в соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека 1948 года (995_015), Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 года (995_004), Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года (995_043) и т.д.

Согласно ст. 64 Конституции Украины (254к/96-ВР) конституционное право каждого на правовую помощь ни в коем случае не может быть ограничено.

В понимании ст.1 Закона Украины «О социальных услугах» можно сделать что, однако, лицо является ограниченным в получении правовой помощи (юридической услуги) и имеет право получить юридические услуги только в случае, если ее жизненные обстоятельства подпадают под формулировку перечня сложных жизненных обстоятельств, определенных в этой статье, что, в свою очередь, противоречит ст.59, 64 Конституции Украины.

Таким образом, исходя из содержания решения Конституционного суда Украины от 30 сентября 2009 года N23-рп/2009, от 16 ноября 2000 года N13-рп/2000, статьей 59, 64 Конституции Украины, считаю целесообразным высказать предложение депутатам Верховной Рады Украины, внести соответствующие изменения в Закон Украины «О социальных услугах», в связи с чем подготовить соответствующий проект закона.

Так, в абзаце 3 статьи 1 Закона Украины «О социальных услугах» необходимо расширить содержание понятия «сложные жизненные обстоятельства» и изложить его в следующей редакции:

«Сложные жизненные обстоятельства – обстоятельства, которые объективно нарушают нормальную жизнедеятельность человека, последствия которых она не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, частичная потеря двигательной активности в связи со старостью или состоянием здоровья, одиночество, сиротство, беспризорность, отсутствие жилья или работы, насилие, пренебрежительное отношение и негативные отношения в семье, малообеспеченность, психологическое или психическое расстройство, стихийное бедствие, катастрофа, противоправные действия третьих лиц, нарушения прав и законных интересов, непризнание или оспаривание прав, свобод или интересов, совершение административного правонарушения, совершение административного задержания, нарушения со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе во исполнение делегированных полномочий, решения, действия или бездействия субъектов властных полномочий, принятие участия лица в уголовном судопроизводстве в качестве потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, гражданского истца, гражданского ответчика, свидетеля и др.)».

Управляющий партнер
ЮК «Касьяненко и Партнеры»
Дмитрий Касьяненко

h6
+38 (044) 209-50-69
+38 (067) 239-93-88
E-maillaw@kasyanenko.com.ua
Адресул. Владимирская, 40/2