h6

За ошибками при начислении и уплате налога на прибыль следуют штрафы

 

177304129 433x433О возможных нарушениях при уплате налога, ответственности плательщика и других особенностях налога на прибыль, рассказывает Дмитрий Касьяненко, Управляющий Партнер ЮК "Касьяненко и Партнеры"

 

Основные нарушения и санкции при уплате налога

 

Виды нарушений и последующих санкций к плательщику налога установлены в главе 11 Налогового кодекса Украины «Ответственность» и главе 12 «Пеня» раздела ІІ НКУ:


•    плательщик не предоставил или предоставил несвоевременно декларацию по налогу на прибыль (ст. 120). Штраф составляет 170-1020 грн. за каждый факт нарушения;


•    плательщик занизил сумму налоговых обязательств, после чего контролирующий орган самостоятельно начислил к указанной сумме необходимый остаток (ст. 123). Штраф — 25-50% от суммы дополнительных начислений;


•    нарушение порядка уплаты налога (ст. 126). Штраф — 10-20% от всей суммы;


•    нарушение сроков уплаты налога (ст. 129). Начисляется 120% пени по учетной ставке НБУ.


Несвоевременная подача в налоговый орган декларации и несвоевременная выплата финансового обязательства — различные нарушения, за которыми следует отдельные санкции. Последующая за несвоевременным предоставлением декларации уплата налога в полном объеме не освобождает от ответственности за нарушение правил предоставления декларации.

 
Проблема уплаты налогового обязательства, если последний день срока предоставления декларации выпадает на выходной или праздничный день, решилась постановлением Верховного суда Украины от 09.06.2015 г. по делу № 21-18а15, в котором суд пояснил, что в таком случае предельным сроком подачи декларации будет первый рабочий  день после выходного или праздничного дня.
    

Затягивание подачи налоговой декларации также является основанием проверки в соответствии с пп.78.1.2. ст.78 НКУ.

 

Занижение декларируемых сумм по налогу на прибыль может привести и к уголовной ответственности согласно ст. ст. 212, 366 Уголовного кодекса Украины. Для открытия производству по делу материалов документальной проверки не требуется. Также данные о фактической прибыли контролирующий орган может получить из деклараций по НДС и Единого реестра налоговых накладных.

    

Смягчение ответственности

 

До 31 декабря 2016 года штрафные санкции отменяются в течение 10 дней для тех плательщиков налога, чей доход или объем финансовых операций за предыдущий год составил 20 млн. грн., если плательщик уплатил сумму денежного обязательства без обжалования налогового решения-уведомления. После отмены штрафной санкции обжаловать выплаченное налоговое обязательство нельзя. Также норма не используется при повторном определении контролирующего органа по тому же налогу в течение одного года.
    

Более шести месяцев Министерство финансов Украины не принимало необходимый для осуществления такой возможности порядок списания штрафных санкций, но 18.03.2016 вступил в силу приказ от 10.02.2016 №40 «Об утверждении Порядка отмены штрафных (финансовых) санкций, начисленных на сумму налогового обязательства, которую налогоплательщик уплатил без обжалования налогового уведомления-решения».

    

В налоговой не принимают декларацию

 

Стремясь выполнить плановые показатели по поступлениям денежных средств в бюджет, налоговые органы могут создавать ситуации, при которых начисляется штраф, например, отказываясь принять налогово-прибыльную декларацию или не признавая ее в качестве необходимого отчета. При этом налоговики могут сослаться на расторжение договора о признании электронных документов в одностороннем порядке, содержание в отчете информации, которую посчитали недостоверной, несоблюдение правил заполнения уточняющего расчета и т.д.
    

Но устного отказа должного лица недостаточно: в соответствии с п.49.11 ст.49 НКУ, если нарушены требования п.48.3 и 48.4 ст.48 Кодекса, контролирующий орган обязан объяснить плательщику налога причину отказа принять документ. Если декларация отправлена по почте или электронной связи, — предоставить объяснение в течение пяти рабочих дней со дня отказа (п.п.49.11.1 ст.49 НКУ) и в течение трех дней при получении декларации лично (п.п.49.11.2 ст.49 НКУ).
    

В соответствии с положениями п.49.12 ст.49 НКУ при отказе ГФС принять декларацию плательщик налога может предоставить ее повторно и уплатить штраф, если срок подачи пропущен (пп.49.12.1 ст.49 НКУ), и обжаловать решение налогового органа в течение 10 дней следующих за решением контролирующего органа (пп.49.12.2 ст.49 НКУ).
    

Предоставление налоговой декларации, и особенно уплата штрафа, значительно ослабит возможность обжалования решения, так как суд может установить отсутствие предмета спора, отказавшись удовлетворить иск.

    

Отказ принять налоговую декларацию: договор о признании электронных документов расторгнут в одностороннем порядке
    

Электронная отчетность вводилась для упрощения налогообложения. Но в итоге ГФС нашла лазейку, и нередко отказывается принять декларацию, так как расторгла договор о признании электронных документов. Причина расторжения — плательщик не подтвердил место регистрации.
    

В ст.ст. 48, 49 НКУ содержится исчерпывающий перечень оснований для непринятия налоговой декларации, и разрыв договора о признании электронных документов — не повод к отказу принять декларацию.
    

Более того, Законом Украины №909-VIII от 24.12.2015 в НКУ внесены изменения и при разрыве контролирующим органом в одностороннем порядке договора о признании электронных документов плательщик налогов, до заключения нового договора имеет право подавать декларацию лично или уполномоченным лицом, а также отправлять почтой с сообщением о вручении и описью приложений.  
    

Если налоговый орган отказался принять декларацию, сославшись на одностороннее расторжение договора, — единственный вариант правовой защиты своих прав — обращение в суд. Обжаловать необходимо одновременно неправомерное решение о разрыве договора, решение органа о непринятии налоговой отчетности, а также просить отмены решения-уведомления о начислении суммы штрафа за нарушение сроков подачи декларации. В информационном письме Высшего административного суда Украины от 15.07.2012 №1503/12/13-12 в числе возможных исковых требований содержится также «требования об обязательстве налогового органа принять налоговую декларацию, признании представленной декларации налоговой отчетностью, признании налоговой декларации поданной».
    
    

Другие причины отказа принять налоговую декларацию


В ст. 48 НКУ содержится перечень обязательных реквизитов налоговой декларации. Их проверке налоговый орган уделяет особое внимание, и легко откажет, если вместо инициалов директора предприятия указаны полные имя и отчество.


Иногда, если налоговому органу необходимо не принять декларацию, могут использоваться общие случайные формулировки, вроде «несоответствия заполнения отчетных форм». Все основания для отказа предусмотрены ст.ст. 48, 49 НКУ, так что в таком случае налоговый орган нарушит закон (постановление Окружного административного суда г. Киева от 07.10.2015 г. по делу № 826/15564/15).

 

Тел.: 067 239-93-88 Тел.: (044) 209-50-69
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.   Skype: dkasyan99
01030, Украина, г. Киев, ул.Владимирская, 40/2 офис 24

 


  

h6
+38 (044) 209-50-69
+38 (067) 239-93-88
E-maillaw@kasyanenko.com.ua
Адресул. Владимирская, 40/2