h6

Заказ обратного звонка

Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваше сообщение успешно отправлено

Харьковским окружным административным судом признано неправомерным и отменено решение ГНИ в Дзержинском районе г. Харькова

 

Facebook-Logo-180x180Харьковским окружным административным судом признано неправомерным и отменено решение ГНИ в Дзержинском районе г. Харькова о доначислении транспортного налога физическому лицу за автомобиль 2010 года выпуска Lexus GX 460 который был впервые зарегистрирован в Украине в 2011 году.

 

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что обжалованное налоговое сообщение-решение с 16.11.2015 года № 722-1705 является необоснованным и принятым  не в соответствии с действующим законодательством, из-за чего исковые требования об отмене налогового сообщения-решения подлежат удовлетворению в полном объеме.

 

 

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
И М Е Н Е М   У К Р А И Н Ы

11 февраля 2016 г. №820/11624/15

Харьковский окружной административный суд в составе:

председательствующего судьи - Марьенко Л.М.,

при секретаре судебного заседания - Ахвердян Р.А.,

при участии: представителя истца - ЛИЦО_1,  

представителя ответчика - ЛИЦО_2,

 

рассмотрев в городе Харькове в помещении Харьковского окружного административного суда в открытом судебном заседании дело по административному иску ЛИЦО_3 к Государственной налоговой инспекции в Дзержинском районе г. Харькова Главного управления ДФС в Харьковской области об отмене налогового сообщения-решения, -

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Истец, ЛИЦО_3, обратился в Харьковский окружной административный суд с иском против Государственной налоговой инспекции в Дзержинском районе г. Харькова Главного управления ДФС в Харьковской области, в котором просит суд: признать противоправным и отменить налоговое сообщение - решение с 16.11.2015 года №722-1705 по транспортному налогу с физических лиц на сумму 25000 грн.

 

В обоснование исковых требований истец заметил, что  налоговым органом во время принятия обжалованного налогового сообщения - решения нарушено действующее законодательство, поскольку не принят во внимание тот факт, что в 2015 году автомобиль, относительно которого  насчитан транспортный налог, уже не является объектом налогообложения согласно ст. 267 НК Украины.

 

Ответчик против иска возражал, от  представителя ответчика ЛИЦО_4 через канцелярию суда поступили  письменные возражения на административный иск, в которых представитель ответчика заметил, что во время принятия обжалованного налогового сообщения – решения ответчик действовал в соответствии с действующим законодательством.

 

Представитель истца  ЛИЦО_1 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

 

Представитель ответчика ЛИЦО_2 в судебном заседании возражала против иска, просила отказать в его удовлетворении, ссылаясь на приведенные в письменных возражениях обстоятельства.

 

 

Заслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

 

Как видится из материалов дела, за ЛИЦО_3 зарегистрировано право собственности на автомобиль LEXUS GX460, 2010 года выпуска, объем двигателя 4608 кб. см. (а.с.15).

 

Судом установлено, что 16.11.2015 г. ответчиком принято налоговое сообщение-решение №722-1705  (а.с.14), которым согласно п. п. 54.3.3. г 54.3 ст. 54 НК Украины и согласно п. п. 267.6.2 п. 267.6 ст.267 НК Украины, обязывающее истца оплатить транспортный налог с физических лиц в размере 25000 грн.

 

С 01 января 2015 года вступил в силу Закон Украины « О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28 декабря 2014 года № 71-VIII. Согласно указанному нормативно-правовому акту статьей 267 Налогового кодекса Украины введен транспортный налог.

 

Предписаниями ст. 265 НК Украины, налог на имущество составляется из: налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка; транспортного налога; платы за землю.

 

Согласно п. п. 267.1.1 п. 267.1. ст. 267 Налогового кодекса Украины, плательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые имеют зарегистрированные в Украине согласно действующему законодательству собственные легковые автомобили, которые согласно подпункту 267.2.1 пункта 267.2 этой статьи являются объектами налогообложения.

 

Подпунктом 267.2.1 п. 267.2. ст. 267 Налогового кодекса Украины установлено, что объектом налогообложения являются легковые автомобили, которые использовались до 5 лет и имеют объем цилиндров двигателя свыше 3000 куб. см.

 

Согласно предписаниям п. п. 267.3.1 п. 267.3  ст. 267 Налогового кодекса Украины, базой налогообложения является легковой автомобиль, что является объектом налогообложения согласно подпункту 267.2.1 пункта 267.2 этой статьи.

 

Согласно п. 267.4 ст. 267 Налогового кодекса Украины, ставка налога устанавливается из расчета на календарный год в размере 25000 гривен за каждый легковой автомобиль, что является объектом налогообложения согласно подпункту 267.2.1 пункта 267.2 этой статьи.

 

Подпунктом 267.5.1  г 267. 5 ст. 267 Налогового кодекса Украины определено, что базовый налоговый (отчетный) период равняется календарному году.

 

Согласно п. п. 267.6.2 п. 267.6 ст. 267 Налогового кодекса Украины,  налоговое/налоговые сообщения-решения об уплате суммы/ сумм налога и соответствующие платежные реквизиты присылаются (вручаются) налогоплательщику контролирующим органом по месту его регистрации до 1 июля года базового налогового (отчетного) периода (года).

 

За предписаниями п. п. 267.6.3 п. 267.6  ст. 267 Налогового кодекса Украины, органы внутренних дел обязаны до 1 апреля 2015 года представить контролирующим органам по месту регистрации объекта налогообложения ведомости, необходимые для расчетов налога.

 

С 1 апреля 2015 года органы внутренних дел обязаны ежемесячно, в 10-дневной срок после истечения календарного месяца подавать контролирующим органам ведомости, необходимые для расчетов налога, по месту регистрации объекта налогообложения по состоянию на первое число соответствующего месяца.

 

Форма подачи информации устанавливается центральным органом исполнительной власти, которая обеспечивает формирование государственной налоговой политики.

 

Согласно п. п. 267.6.2 п. 267.6 ст. 267 ПК Украины, налоговое/налоговые сообщения-решения об уплате суммы/ сумм налога и соответствующие платежные реквизиты присылаются (вручаются) налогоплательщику контролирующим органом по месту его регистрации до 1 июля года базового налогового (отчетного) периода (года).

 

При этом суд отмечает, что обжалованное налоговое сообщение - решение сформировано истцом 16.11.2015 года.

 

Согласно п. 3.5, п. 3.6 Порядка направления органами государственной налоговой службы налоговых сообщений-решений налогоплательщикам, который утвержден приказом Министерства финансов Украины с 28.11.2012 года №1236, после составления не позднее следующего рабочего дня налоговое сообщение-решение передается структурному подразделу, к функциям которого входит регистрация входной и исходной корреспонденции органа государственной налоговой службы. Один экземпляр налогового сообщения-решения направляется (вручается) налогоплательщику. В структурном подразделе, который составил налоговое сообщение-решение, остается второй экземпляр налогового сообщения-решения, который приобщается к материалам проверки или непосредственно к делу налогоплательщика.

 

Структурный подраздел, в функции которого входит регистрация входной и исходной корреспонденции органа государственной налоговой службы, или ответственное лицо, определенное руководителем органа государственной налоговой службы для выполнения таких функций, в день получения налогового сообщения-решения от структурного подраздела, что его составил, направляет (вручает) налоговое сообщение-решение налогоплательщику. При этом корешок налогового сообщения-решения остается в органе государственной налоговой службы и приобщается к материалам проверки или непосредственно к делу налогоплательщика.

 

Таким образом, налоговым органом нарушен порядок принятия налогового сообщения-решения, определенный предписаниями гг. 267.6.1, гг. 267.6.2  п. 267.6 ст. 267 ПК Украины.

 

Согласно ст. 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

 

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что ответчиком нарушены нормы действующего законодательства при вынесении спорного налогового донесения-решения.

 

Кроме того, п. 4 Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы" от 28.12.2014 № 71-VIII,  рекомендовано органам местного самоуправления: в месячный срок со дня опубликования этого Закона пересмотреть решение относительно установления на 2015 год налога на имущество (в части налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка) для объектов жилой недвижимости, а также принять и сделать достоянием гласности решение относительно установления в 2015 году налога на имущество (в части налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка) для объектов нежилой недвижимости, налога на имущество (в части транспортного налога) и акцизного налога с реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров. Установлено, что в 2015 году к решениям местных советов об установлении местных налогов на 2015 год не применяются требования, установленные Законом Украины " О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности".

 

Суд отмечает, что Решением 36 сессии Харьковского городского совета 6 созыва от 21.01.2015 г. №1793/15  «О внесении изменений в решение 4 сессии Харьковского городского совета 6 созыва от 12.01.2011 № 126/11 «Об урегулировании вопросов взыскания налогов на территории города Харькова согласно нормам Налогового кодекса Украины» установлено в 2015 году налог на имущество, а также утвержденные положения о каждом из них в приложениях к указанному решению.

 

Согласно приложению № 2 к решению 4 сессии Харьковского городского совета 6 созыва от 12.01.2011 № 126/11 (в дальнейшем - приложение №2), утверждены Положения о транспортном налоге в городе Харькове. Так, пунктом 3.1 раздела 3 приложения № 2 установлено, что объектом налогообложения являются легковые автомобили, которые использовались до 5 лет и имеют объем цилиндров двигателя свыше 3000 куб. см.

 

Пунктом 5.1 раздела 5 приложения № 2 к решению 36 сессии Харьковского городского совета 6 созыва от 21.01.2015 установлен налог из расчета на календарный год в размере 25 000 гривен за каждый легковой автомобиль, который есть объектом налогообложения согласно пункту 3.1 этого Положения.

 

Статьей 25 Закона Украины « О местном самоуправлении в Украине» предусмотрено, что сельские, поселковые и городские советы правомочны рассматривать и решать вопросы, отнесенные Конституцией Украины, этим и другими законами к их ведению.

 

Согласно ч. 1 статье 69 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", органы местного самоуправления согласно Налоговому кодексу Украины устанавливают местные налоги и сборы. Местные налоги и сборы  зачисляются в соответствующие местные бюджеты в порядке, установленном Бюджетным кодексом Украины с учетом особенностей, определенных Налоговым кодексом Украины.

 

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" исключительно на пленарных заседаниях соответствующего местного совета решаются вопросы установления местных налогов и сборов согласно Налоговому кодексу Украины.

 

Согласно предписаниям статьи 8 Налогового кодекса Украины в Украине устанавливаются общие государственные и местные налоги и сборы. К местным принадлежат налоги и сборы, которые установлены согласно перечню и в пределах предельных размеров ставок, определенных этим Кодексом, решениями сельских, поселковых и городских советов в пределах их полномочий, и являются обязательными к уплате на территории соответствующих территориальных общин.

 

Согласно п. п. 10.1.1 п. 10.1 ст. 10 Налогового кодекса Украины, к местным налогам принадлежит, в частности, налог на имущество.

 

В свою очередь, согласно статье 265 Налогового кодекса Украины налог на имущество состоит из: налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка; транспортного налога; платы за землю.

 

Согласно п. 10.2 ст. 10 Налогового кодекса Украины, местные советы обязательно устанавливают единый налог и налог на имущество ( в части транспортного налога и платы за землю).

 

Местные советы в пределах полномочий, определенных этим Кодексом, решают вопросы согласно требованиям этого Кодекса относительно установления налога на имущество ( в части налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка) и установление сбора за места для парковки транспортных средств, туристического сбора (пункт 10.3. статьи 10 Налогового кодекса Украины).

 

Зачисление местных налогов и сборов в соответствующие местные бюджеты осуществляется согласно Бюджетному кодексу Украины (пункт 10.5. статьи 10 Налогового кодекса Украины).

 

Статьей 12 Налогового кодекса Украины определены, в частности, полномочия сельских, поселковых, городских советов относительно налогов и сборов.

 

Пунктом 12.3. статьи 12 Налогового кодекса Украины  предусмотрено, что сельские, поселковые, городские советы в пределах своих полномочий принимают решение об установлении местных налогов и сборов.

 

Установление местных налогов и сборов осуществляется в порядке, определенном этим Кодексом (п. п. 12.3.1 п. 12.3 ст. 12 Налогового кодекса Украины ).

 

Согласно п. п. 12.3.4 п. 12.3. ст. 12 Налогового кодекса Украины,  решение об установлении местных налогов и сборов официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, который соответствует бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений (плановый период). В другом случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, который наступает за плановым периодом.

 

Согласно п. 12.5 ст. 12 Налогового кодекса Украины, официально обнародованное решение об установлении местных налогов и сборов является нормативно-правовым актом по вопросам налогообложения местными налогами и сборами, который вступает в силу с учетом сроков, предусмотренных подпунктом 12.3.4 этой статьи.

 

Указанные нормы согласовываются с принципом стабильности, на котором основывается налоговое законодательство, что закреплено в подпункте 4.1.9 пункта 4.1. статьи 4 Налогового кодекса Украины. Согласно этому принципу изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позже, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут меняться на протяжении бюджетного года.

 

Из анализа изложенного следует, что для применения решения об установлении местных налогов в 2015 году, такое решение должно было быть принято и обнародованное до 15 июля 2014 года.

 

Поскольку решение 36 сессии Харьковского городского совета 6 созыва от 21.01.2015 № 1793/15  « О внесении изменений в решение 4 сессии Харьковского городского совета 6 созыва от 12.01.2011 № 126/11 «Об урегулировании вопросов взыскания налогов на территории города Харькова согласно нормам Налогового кодекса Украины» в части установления налога на транспорт на 2015 год принято 21 января 2015 года, то есть после 15 июля 2014 года, то применение контролирующим органом его положений с целью налогообложения, может иметь место не раньше следующего бюджетного периода, то есть не раньше 2016 года.

 

Согласно положениям ст. 17 Закона Украины "О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека", суды применяют при рассмотрении дел Конвенцию и практику Суда , как источник права.

 

Частями 1 и 2 ст.8 КАСС Украины, суд при решении дела руководствуется принципом верховенства права, согласно которому в частности человек, его права и свободы признаются наивысшими ценностями и определяют содержание и направленность деятельности государства.

 

Суд применяет принцип верховенства права с учетом судебной практики Европейского Суда по правам человека.

 

По смыслу Решения Европейского Суда по правам человека от 14.10.2010 наложение органами государственной власти на заявителя дополнительных обязательств с уплаты налога представляет вмешательство в его имущественные права в понимании статьи 1 Первого протокола к Конвенции (пункт 49).

 

В пунктах 50, 51 указанного Решения Суд заметил, что: "Первое и самое важное требование статьи 1 Первого протокола к Конвенции заключается в том, что любое вмешательство публичных органов в мирное владение имуществом должно быть законным. Так, второе предложение первого пункта предусматривает, что лишение собственности возможно только "на условиях, предусмотренных законом", а второй пункт признает, что государство имеет право осуществлять контроль за использованием имущества путем введения "законов". Больше того, верховенство права, один из основоположных принципов демократического общества, присущий всем статьям Конвенции. Таким образом, вопрос, был ли соблюден справедливый баланс между общими интересами общества и требованиями защиты основоположных прав отдельного лица, возникает лишь тогда, когда установлено, что обжалованное вмешательство отвечало требованию законности и не было своевольным.
Говоря о «законе», статья 1 Первого протокола к Конвенции ссылается на одну и ту же концепцию, которая содержится в других положениях Конвенции (см. решение в деле «Шпачек s.r.о.» против Чешской Республики» , № 26449/95, пункт 54, от 9 ноября 1999 года). Эта концепция требует, прежде всего, чтобы такие меры имели основания в национальном законодательстве. Она также аппелирует к качеству такого закона, требуя, чтобы он был доступным для заинтересованных лиц, четким и предвиденным в своем применении (см. решение в деле «Бейелер против Италии» (Beyeler v. Italy), [ВП], № 33202/96, пункт 109, ЄСПЛ 2000-И)».

 

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что налоговое сообщение-решение с 16.11.2015 года № 722-1705, которым истцу определено в 2015 году налоговое обязательство из транспортного налога, не основывается на требованиях Налогового кодекса Украины, в частности, подпункта 12.3.4. пункта 12.3., пункта 12.5 статьи 12, и не согласовывается с требованиями принципа верховенства права.

 

Частью 1 ст. 11 Кодекса административного судопроизводства Украины установлено, что рассмотрение и решение дел в административных судах осуществляются на началах состязательности сторон и свободы в предоставлении ими суду своих доказательств и в доведении перед судом их убедительности.

 

Согласно требованиям ч.2 ст.71 Кодекса административного судопроизводства Украины в административных делах о противоправности решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий обязанность доказывания правомерности своего решения, действия или бездеятельности полагается на ответчика, если он возражает против административного иска.

 

Согласно п. п. 1, 3 ч. 3 ст. 2 КАСС Украины, в делах относительно обжалования решений субъектов властных полномочий, суды проверяют, в частности, приняты ли они на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины, обосновано, то есть с учетом всех обстоятельств, которые имеют значение для принятия решения.

 

 

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что обжалованное налоговое сообщение-решение с 16.11.2015 года № 722-1705 есть необоснованным и принятым  не в соответствии с действующим законодательством, из-за чего исковые требования об отмене налогового сообщения-решения подлежат удовлетворению в полном объеме.

 

Согласно ч. 1 ст. 94 КАСС Украины, суд присуждает истцу из Государственной налоговой инспекции в Дзержинском районе г. Харькова Главного управления ДФС в Харьковской области за счет бюджетных средств расходы по оплате судебного сбора в размере 487,20 грн., что подтверждается квитанцией с 24.11.2015 года №48 (а.с.3).

 

Руководствуясь ст. ст. 2, 8-14, 71, 94, 160-163, 167, 186 КАСС Украины, суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

Административный  иск ЛИЦО_3 к Государственной налоговой инспекции в Дзержинском районе г. Харькова Главного управления ГФС в Харьковской области об  отмене налогового сообщения-решения  удовлетворить в полном объеме.

 

Отменить налоговое сообщение - решение Государственной налоговой инспекции в Дзержинском районе г. Харькова Главного управления ГФС в Харьковской области с 16.11.2015 года № 722-1705.

 

Взыскать с Государственной налоговой инспекции в Дзержинском районе г. Харькова Главного управления ГФС в Харьковской области за счет бюджетных средств  расходы по оплате судебного сбора в пользу ЛИЦО_3  (код НОМЕР_1, почтовый индекс 61103, АДРЕС_1) в размере 487,20 грн. (четыреста восемьдесят семь  гривен  20 копеек).

 

Постановление набирает законной силы после истечения срока представления апелляционной жалобы, если жалобу не было представлено. В случае представления апелляционной жалобы постановление, если оно не упразднено, набирает законной силы по возвращении апелляционной жалобы, отказа в открытии апелляционного проведения или обретение законной силы решением по результатам апелляционного производства.

 

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке к Харьковском апелляционном  административном  суде через Харьковский окружной административный суд путем подачи апелляционной жалобы на протяжении десяти дней со дня ее провозглашения. В случае применения судом части третьей статьи 160 этого Кодекса, а также принятие постановления в письменном виде апелляционная жалоба подается на протяжении десяти дней со дня получения копии постановления.

 

Судья                Марьенко Л.М.

Оцените материал

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)
h6
+38 (044) 209-50-69
+38 (067) 239-93-88
E-maillaw@kasyanenko.com.ua
Адресул. Владимирская, 40/2

 

click fraud detection