Платить по новым ставкам нужно будет уже с 1 сентября этого года В Украине введут единый подход к определению ставок судебного сбора во всех судебных юрисдикциях, в частности, дифференциацию ставок судебного сбора по категориям плательщиков (физические лица, юридические лица) с переносом большей нагрузки на юридических лиц.
Соответствующий Закон (проект №2862) “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уплаты судебного сбора” возвращен с подписью Президента Украины 15 июля.
Cначала законопроект предусматривал вступление в силу документа с 1 января 2016 года. Однако, Комитет по вопросам правовой политики и правосудия поддержал идею о сокращении этого срока до сентября 2015 года. Таким образом, платить по новым ставкам нужно будет уже с 1 сентября этого года.
Кабмин в свою очередь должен обеспечить до 1 сентября финансирования органов, которые в соответствии с Законом лишаются льгот по уплате судебного сбора.
Также, по настоянию нардепов, Закон предусматривает верхнюю планку ставки судебного сбора для физических лиц, в частности, это касается семейных споров. Как и договорились депутаты во время принятии документа – для физлиц судебный сбор не будет превышать 5 минимальных зарплат. Что же касается коммерческих споров, то практически все ставки останутся в редакции проекта №2862.
Что же касается споров в хозяйственных судах, то ставка судебного сбора за подачу искового заявления имущественного характера составит 1,5% от цены иска, но не менее одной минимальной зарплаты и не более 150 минимальных зарплат. Апелляция, кассация и пересмотр решения Верховным Судом в данном случае обойдется дороже – 110, 120, 130% ставки, подлежащей уплате при подаче соответствующего искового заявления.
Льготы
Закон предусматривает следующее:
– уменьшение количества категорий судебных дел, при рассмотрении которых судебный сбор не уплачивается.
Теперь судебный сбор придется уплачивать с заявления об ограничении гражданской дееспособности физического лица, признании лица недееспособным и возобновлении гражданской дееспособности физического лица, а также заявления о предоставлении несовершеннолетнему лицу полной гражданской дееспособности.
– существенное уменьшение количества плательщиков, освобождаемых от уплаты судебного сбора.
Из перечня льготников исключено истцов в спорах, связанных с дискриминацией, ряд госорганов (Минюст, АМКУ, ПФУ), прокуратуру, и тому подобное.
– отмена льгот по уплате судебного сбора субъектами властных полномочий в случае, если судебное решение принято в пользу
стороны, которая не является субъектом властных полномочий.
Ставки
Документом предусматривается:
– отмена верхней границы размера ставок судебного сбора за подачу в суд искового заявления имущественного характера. Данная норма касается только юрлиц. Так, с подачи такого искового заявления юрлицом взимается судебный сбор в размере 1,5% цены иска, но не менее 1 размера минимальной зарплаты, а если это физлицо, то данные цифры составят 1% и 0,4 соответственно и не более 5 размеров минимальной зарплаты, о чем уже упоминалось выше.
– введение дифференциации ставок судебного сбора по категориям плательщиков (физические лица, юридические лица) с переносом большей нагрузки на юридических лиц.
– выравнивание размера ставок судебного сбора за подачу исковых заявлений в хозяйственных и административных судов. В частности, по представлению искового заявления имущественного характера в обоих юрисдикциях платить судебный сбор в размере 1,5% цены иска, но не менее 1 размера минимальной зарплаты.
– отмена нормы по определению размера ставок судебного сбора в фиксированной денежной сумме.
– увеличение размеров ставок судебного сбора.
Кроме того, согласно Закону суд обязан проверять зачисление судебного сбора в Государственный бюджет Украины при открытии производства по делу.
Согласно расчетам предусматривается уменьшение количества дел, поступающих на рассмотрение в суды, а также прогнозируемый годовой объем поступления средств от уплаты судебного сбора должен составить около 2,5 млрд. гривен.