Децентрализация государственных полномочий в области предоставления административных услуг затронула и регистрацию прав на недвижимость
Новый порядок регистрации недвижимости начал работать с первого января 2016 года. Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» увеличил количество регистрирующих субъектов и усилил роль цифровых данных. При регистрации недвижимости владельцы жилья больше не будут получать свидетельство о праве собственности: теперь ваше право собственности проверяют по интернету. В реформе также есть риски.
Если раньше при первичной регистрации недвижимости владельцу выдавали свидетельство на специальном защищенном бланке, то теперь нотариусы будут распечатывать выписки на обычном листе бумаги из электронного реестра. К первичной регистрации относится получения права собственности при приватизации имущества, вследствие инвестиционной деятельности и строительства или реконструкции.
Год назад вопросами первичного жилья занимались только государственные регистраторы. У нотариусов сегодня больше полномочий, ведь раньше они могли регистрировать недвижимость только при заключении гражданско-правовых договоров.
Опасность теперь представляют атаки в сети на базы данных реестра, а также мошенничество в случае подделки или завладения электронной подписью нотариуса. Кроме нотариусов регистрируют права государственные регистраторы при местных советах и аккредитованные субъекты. Пока практика использования выписок будет обобщаться, есть риск и обманных завладений имуществом с поддельным паспортом, налоговым номером и без правоустанавливающих документов.
Стоит ли опасаться собственнику утраты правоустанавливающего документа?
Сложно представить, что реестр исчезнет. Но у собственника все равно должны сохраниться документы, на основании которых его право зарегистрировали. Это может быть договор купли-продажи, участия в долевом строительстве и т.д., который гарантирует право владельца. Также сведения о сделке (регистрационное дело) хранятся в бумажном виде у специального субъекта государственной регистрации. При несоответствии сведений в электронной и бумажной форме приоритет будет у бумажной, а лицо, которое предоставило неправдивые данные, понесет ответственность. К тому же, для пострадавшего предусмотрены выплаты при таких обстоятельствах. Регистратор или нотариус только проверяют документы на соответствие действующему законодательству, а ответственности за ее правдивость не несут.
Теперь можно зарегистрировать права независимо от места расположения недвижимости, но в пределах административно территориальной единицы (области, город Киев и Севастополь). Запрос в реестр подается в электронном и бумажном виде. В ответе не будет номера индивидуальной налоговой карточки и фактического адреса проживания владельца, так как эти сведения составляют персональные данные.
Сведения о Государственном реестре вещественных прав на недвижимое имущество и форма подачи заявлений: http://www.informjust.ua/section/registers_24.
Поиск в реестре через сайт Министерства юстиции Украины: https://kap.minjust.gov.ua/.