click fraud detection

Как будут продавать госбанки

В конце прошлого года на финансовом рынке разразился скандал

Facebook-Logo-180x180Выяснилось, что в одной из версий стратегии развития госбанков, которую год разрабатывало Министерство финансов содержится положение о снятие гарантий государства для вкладчиков этих финучреждений.

Позже Минфин поспешил опровергнуть эту информацию, сообщив что гарантии пока останутся, однако не уточнил в связи с чем и когда их могут убрать.

Вообще, проект стратегии развития госбанков, которая и предполагала постепенный отказ от гарантий, за последний год похоже успел несколько раз кардинально поменяться в недрах Минфина.

Первоначально он предполагал жесткое разграничение сфер деятельности между госбанками. Скажем велись разговоры о том, что клиенты из числа физических лиц отойдут Ощадбанку, а юридические лица – Укрэксимбанку. Судьба Укргазбанка вообще вызывала множество вопросов.

О том, на каком сценарии реформирования государственных банков все-таки остановился Минфин и что будет в стратегии, которую планируют утвердить уже в конце января рассказал заместитель министра финансов Артем Шевалев.

– Когда можно ожидать утверждения стратегии?

– До конца этого месяца.

– Означает ли это, что завтра, например, всех крупных промышленных клиентов просто заберут у “Ощадбанка” в “Укрэксимбанк”, а у “Укрэксимбанка” заберут вкладчиков депозитов и переведут в “Ощадбанк”.

– Ни в коем случае такого не произойдет. Мы говорим, что это стратегия. Мы вообще назвали этот документ “Основы стратегического реформирования”. То есть мы говорим о том, что это есть цель, для реализации, которой должно пройти какое-то время. Мы все прекрасно понимаем, что сегодня экономическая ситуация в стране остается достаточно сложной. Банковский сектор – не исключение. Поэтому резкие движения, какие-то шоки в банковском секторе абсолютно неприемлемы. Изменения, о которых мы говорим, они будут проходить в течении нескольких лет.

– Если говорить о последнем громком скандале, связанном с “Ощадбанком”, когда было заявлено, что он лишается гарантий государства по депозитам в следующем году. Как вы можете это прокомментировать?

– Речь идет о том, что полная гарантия по депозитам в “Ощадбанке” связана с полной государственной собственностью “Ощадбанка”. Поскольку мы в нашей стратегии реформирования госбанковского сектора говорим о том, что мы будем продавать части “Ощадбанка” и “Укрэксимбанка” на горизонте до 2019 года, мы, естественно, говорим о том, что по мере прихода инвестора, институционального инвестора, международной финансовой организации в качестве инвестора государство будет отказываться от полной гарантии. Но этот процесс будет связан только с приходом ответственного институционального инвестора в соответствующее банковское учреждение. Никто не говорит о том, что государство сегодня, завтра, послезавтра отказывается от гарантий. Мы это рассматриваем исключительно в контексте дальнейшей продажи долей в банках через несколько лет.

– Так когда все-таки будет приватизация?

– В той стратегической картинке, которую мы предлагаем, мы хотим принять решение и начать диалог с потенциальными инвесторами в 2017 году, чтобы до конца 2019 года закрыть уже первые сделки по продаже миноритарных пакетов.

– Кто это может быть?

– Те, кто сотрудничают с нашими государственными банками многие годы. Это международные финансовые организации, это Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, возможно другие.

– Зачем вообще приватизировать госбанки?

– В мире достаточно мало случаев, где есть 100% собственность госбанков, где они в значительной степени присутствуют на рынке и где это успешно. Государство должно иметь достаточно ограниченную функцию в экономике. Мы об этом говорим и очень много слышим. Особенно в течении последнего года, что доля государственного сектора в украинской экономике завышена. Она не всегда эффективна, это очень часто способствует нецелевому использованию средств. Банковский сектор – не исключение. Мы хотим привести эффективный коммерческий менеджмент в государственный банковский сектор. Самый оптимальный вариант – это привлечение международного инвестора в соответствующий банковский институт.

– Каков полный дедлайн по реализации стратегии?

– Стратегия покрывает период в 10 лет. Ближайшие 4-5 лет – это тот период, на котором мы фокусируем наше внимание, где уровень детализации выше. Второй этап нашей работы уже начат. Мы продолжаем сотрудничество с нашими международными консультантами с МВФ, Мирового банка, ЕБРР относительно тех деталей имплементации стратегии. Речь идет о том, что необходимо подготовить целый пакет законодательных предложений, изменения нормативно-правовой базы, которые позволят нам перейти к формированию независимых наблюдательных советов в государственных банках. А последующий этап – это уже их подготовка к частичной продаже на горизонте 2-4 лет. Некоторые изменения будут достаточно серьезные. Они будут требовать изменения в соответствующие законы. Мы будем работать с Верховной Радой Украины, мы рассчитываем на поддержку депутатского корпуса. Поскольку речь идет о реализации международных принципов прозрачности и эффективности корпоративного управления. В принципе, мы рассчитываем в течении 3-4 месяцев уже выступить с конкретными законодательными инициативами.

Источник: Новое время.

Касьяненко Дмитрий Леонидович

Адвокат, управляющий партнер Юридической компании "Касьяненко и партнеры". С 2002 года, Дмитрий Леонидович начал свой путь в юридической сфере, пройдя путь от ключевых позиций в бизнес-структурах до важных ролей в государственном секторе. Благодаря своему опыту, он стал известным специалистом в областях уголовного права, банковского и финансового права, хозяйственного и налогового права и процесса.

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments