h6

Указанным постановлением Киевского окружного административного суду от 15 аперял 2016 года было признано противоправным и отменено налоговое уведомление-решение, направленное плательщику транспортного налога

 

Facebook-Logo-180x180Таким образом, суд, исходя из принципа "стабильности налогового законодательства, а также требований ст. 12 Налогового Кодекса Украины, согласился с доводами юристов ЮК "Касьяненко и Парнеры" о невозможности применения налогового обязательства  к физическому лицу-плательщику транспортного налога в 2015 году.

 

По словам Управляющего партнера ЮК «Касьяненко и Партнеры» попытаться оспорить начисление такого налога может каждый налогоплательщик, причем даже в том случае, если он его уже оплатил. Срок на такое обжалование составляет 1095 дней (три года) с момента проведения оплаты. Право на письменное обращение в налоговую о возврате денег предусмотрено п. 43.3 НКУ. А в случае отказа на возврат денег либо несогласия выполнить условия НУРа можно обратиться в суд. Дмитрий Касьяненко рекомендует не откладывать оспаривание транспортного налога.

 

 

 

КИЕВСКИЙ ОКРУЖНОЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

И М Е Н Е М   У К Р А И Н Ы

15 апреля 2016 года           810/807/16

 

Судья Киевского окружного административного суда Виноградова О.И., рассмотрев в порядке письменного проведения административное дело по иску ЛИЦО_1 к Белоцерковской государственной налоговой инспекции Главного управления Государственной фискальной службы Украины о признании противоправным и отмене налогового сообщения-решения,

 

у с т а н о в и л:

 

4 марта 2016 г. в Киевский окружной административный суд  обратилось ЛИЦО_1( далее - истец) с иском против Белоцерковской государственной налоговой инспекции Главного управления Государственной фискальной службы в Киевской области( далее - ответчик) о признании недействительным налогового сообщения-решение от 9 февраля 2016 г. № 13-17.   

   

Исковые требования обоснованы тем, что ответчиком налоговое сообщение-решение вынесено противоправно, поскольку транспортный налог за легковой автомобиль, который использовался до 5 лет  и имеет объем цилиндров двигателя свыше 3000 куб.см., подлежит уплате лишь с 2016 г., а ответчиком начислен такой налог истцу за 2015 г.

 

Ответчик иск не признал, подал в суд письменные возражения, в которых в удовлетворении иска просил отказать ссылаясь на то, что ответчиком налоговое сообщение-решение от 9 февраля 2016 г. № 13-17 вынесено правомерно, поскольку истец является владельцем транспортного средства марки "LAND ROVER RANCE ROVER", регистрационный номер НОМЕР_1, 2013 года выпуска, объем двигателя 4999 куб.см., который зарегистрирован 2 сентября 2015 г., а с 1 января 2015 г. объектом налогообложения являются легковые автомобили, которые использовались до 5 лет и имеют объем  цилиндров двигателя свыше 3000 куб.см. (а.с. 18-19).

 

13 апреля 2016 г. представители сторон подали в суд  заявления о рассмотрении дела в порядке письменного проведения.

 

Согласно требованиям ч. 4 ст. 122 КАС Украины лицо, которое принимает участие в деле, имеет право заявить ходатайство о рассмотрении дела при его отсутствии. Если такое ходатайство заявили все лица, которые принимают участие в деле, судебное разбирательство дела осуществляется в порядке письменного проведения за имеющимися в деле материалами.

 

Суд, исследовав предоставленные сторонами документы и материалы, установил следующее.

 

9 февраля 2016 г. ответчиком было вынесено налоговое сообщение-решение № 13-17 г., которым определена сумма денежного обязательства с уплаты транспортного налога с физического лица в сумме 8333 грн 33 коп.( далее - налоговое сообщение-решение № 13-17 г.) (а.с. 8).

 

В связи с тем, что истец считает обжалованное налоговое сообщение-решение таким, что вынесено противоправно, им был представлен данный иск в суд.

 

Согласно требованиям пп. 267.1.1 п. 267.1 ст. 267 ПК Украины плательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, имеющие зарегистрированные в Украине согласно действующему законодательству собственные легковые автомобили, которые согласно подпункту 267.2.1 пункта 267.2 этой статьи являются объектами налогообложения.

 

Согласно требованиям пп. 267.2.1 п. 267.2 ст. 267 ПК Украины объектом налогообложения являются легковые автомобили, которые использовались до 5 лет и имеют объем цилиндров двигателя свыше 3000 куб. см.

 

Как видно с п. 267.6.2 п. 267.2 ст. 267 ПК Украины, налоговое сообщение-решение об уплате суммы/ сумм налога и соответствующие платежные реквизиты присылаются (вручаются) налогоплательщику контролирующим органом по месту его регистрации до 1 июля года базового налогового (отчетного) периода (года).

 

Относительно объектов налогообложения, приобретенных в течение года, налог платится физический лицом-плательщиком начиная с месяца, в котором возникло право собственности на такой объект. Контролирующий орган присылает налоговое сообщение-решение новому собственнику после получения информации о переходе права собственности.

 

Начисление налога и отправка (вручение) налоговых сообщений-решений об уплате налога физическим лицам - нерезидентам осуществляют контролирующие органы по месту регистрации объектов налогообложения, которые находятся в собственности таких нерезидентов.

 

Имеющиеся материалы дела свидетельствуют, что, как уже отмечалось, налоговым сообщением-решением № 13-17 г.  истцу начислено налоговое обязательство с уплаты транспортного налога на общую сумму 8333 грн 33 коп.

 

Так, судом установлено, что истец является владельцем транспортного средства марки "LAND ROVER RANCE ROVER", регистрационный номер НОМЕР_1, 2013 года выпуска, объем  двигателя 4999 куб.см., который зарегистрирован 2 сентября 2015 г., что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства серия НОМЕР_2 (а.с. 7).

 

Кроме того, судом установлено, что с 1 января 2015 г. вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные  акты  Украины относительно налоговой реформы" от 28 декабря 2014 г. № 71-VIII( далее - Закон № 71-VIII), которым, путем изложения в новой редакции ст. 267 ПК Украины, введен новый налог с граждан Украины - транспортный налог.

 

Согласно требованиям п. 267.4 ст. 267 НК Украины ставка налога устанавливается из расчета на календарный год в размере 25 000 гривен за каждый легковой автомобиль, что является объектом налогообложения согласно подпункту 267.2.1 пункта 267.2 этой статьи.

 

Как видно с пп. 267.5.1 п. 267.1 ст. 267 НК Украины, базовый налоговый (отчетный) период равняется календарному году.

 

Согласно требованиям пп. 267.6.1 п. 267.6 ст. 267 НК Украины исчисление суммы налога из объекта/объектов налогообложения физических лиц осуществляется контролирующим органом по месту регистрации налогоплательщика.

 

Согласно требованиям пп. 267.6.2 п. 267.6 ст. 267 НК Украины налоговое/налоговые сообщения-решение об уплате суммы/ сумм налога и соответствующие платежные реквизиты присылаются (вручаются) налогоплательщику контролирующим органом по месту его регистрации до 1 июля года базового налогового (отчетного) периода (года).

 

Относительно объектов налогообложения, приобретенных в течение года, налог платится физическим лицом-плательщиком начиная с месяца, в котором возникло право собственности на такой объект. Контролирующий орган присылает налоговое сообщение-решение новому собственнику после получения информации о переходе права собственности.

 

Начисление налога и отправка (вручение) налоговых сообщений-решений об уплате налога физическим лицом - нерезидентом осуществляют контролирующие органы по месту регистрации объектов налогообложения, которые находятся в собственности таких нерезидентов.

 

Вышесказанное свидетельствует, что с обретением действия указанными положениями НГ Украины 1 января 2015 г. владельцы транспортных средств, которые использовались до 5 лет и объемом больше 3000 куб. см, являются плательщиками транспортного налога.

 

Указанная норма является действующей, Закон №71-VIII неконституционным признан не был.

 

При этом судом установлено, что обязанность по уплате  транспортного налога  возложена на его плательщиков начиная из 2015 года (год вступления в силу Закона)

.

Однако, согласно требованиям ст. 4 НК Украины налоговое законодательство Украины основывается на таких принципах, в частности, равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации - обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежностей, формы собственности юридического лица, гражданства физического  лица, места происхождения капитала; презумпция правомерности решений налогоплательщика в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, выданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов предполагают неоднозначное (множественное) трактование прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа; стабильность - изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позже чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут меняться на протяжении бюджетного года. Пунктом 4.3 ст. 4 Налогового кодекса Украины предусмотрено, что налоговые периоды и сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджеты, с учетом удобства выполнения плательщиком налоговой обязанности и уменьшение расходов на администрирование налогов и сборов.

 

Согласно требованиям п. 8.1. ст.8 НК Украины в Украине устанавливаются общегосударственные и местные налоги и сборы.

 

Как видно из ст. 10 НК Украины, которой установлен перечень местных налогов, транспортный налог прямо не указан. Вместо того есть налог на имущество ( п. п. 10.1.1.), который состоит из 3 (трех) разных налогов, каждый с разными элементами налога, что определено п. 7.1 ст. 7 НК Украины.

 

Согласно требованиям ст. 265 НК Украины (в редакции Закона N 71-VIII), налог на имущество состоит из: налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка; транспортного налога; платы за землю.

 

Приведенное свидетельствует, что транспортный налог является местным налогом.

 

Вместе с тем, особенность местных налогов заключается в том, что они по закону не могут быть установлены непосредственно решением Верховной Рады Украины. Верховная Рада Украины может устанавливать только перечень разрешенных к установлению местными советами местных налогов и разрешенных предельных параметров таких налогов, а собственно, установление местных налогов, с соблюдением установленных Верховной Радой критериев  является компетенцией соответствующих местных советов.

 

Так, согласно требованиям п. 8.3. ст.8 НК Украины  (в редакции, действующей на время принятия оспориваемого налогового сообщения-решения), к местным принадлежат налоги и сборы, установленные согласно перечню и в пределах предельных размеров ставок, определенных этим Кодексом, решениями сельских, поселковых и городских советов в пределах их полномочий, и являются обязательными к уплате на территории соответствующих территориальных общин.

 

Вместе с тем, согласно требованиям п. 4.4 ст. 4 НК Украины установление и отмена налогов и сборов, а также льгот их плательщикам осуществляются согласно этому Кодексу Верховной Радой Украины, а также Верховной Радой Автономной Республики Крым, сельскими, поселковыми, городскими советами в пределах их полномочий, определенных Конституцией Украины и законами Украины.

 

То есть непосредственное установление местных налогов (в том числе и транспортного налога) отнесено Налоговым кодексом к компетенции соответствующих сельских, поселковых, городских советов в пределах их полномочий.

 

Как видно с п. 10.3. ст. 10 НК Украины,  местные советы в пределах полномочий, определенных этим Кодексом, решают вопросы согласно требованиям этого Кодекса относительно установления налога на имущество ( в части налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка) и установление сбора за места для парковки транспортных средств, туристического сбора.

 

Согласно требованиям п. 12.3 ст. 12 НК Украины сельские, поселковые, городские советы в пределах своих полномочий принимают решение об установлении местных налогов и сборов.

 

При принятии решения об установлении местных налогов и сборов обязательно определяются объект налогообложения, налогоплательщик и сборы, размер ставки, налоговый период и другие обязательные элементы, определенные статьей 7 этого Кодекса с соблюдением критериев, установленных разделом ХІІ этого Кодекса для соответствующего местного налога или сбора (пп. 12.3.2 НК Украины).

 

Копия принятого решения об установлении местных налогов или сборов присылается в десятидневный срок со дня обнародования к контролирующему органу, в котором находятся на учете плательщики соответствующих местных налогов и сборов (пп. 12.3.3 НК Украины).

 

Вместе с тем, согласно требованиям п. 12.5 ст. 12 НК Украины официально обнародованное решение об установлении местных налогов и сборов является нормативно-правовым актом по вопросам налогообложения местными налогами и сборами, которое вступает в силу с учетом сроков, предусмотренных пп.12.3.4 ст. 12 этого кодекса.

 

Согласно требованиям пп. 12.3.4 ст. 12 НК Украины решение об установлении местных налогов и сборов официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, который предшествует  бюджетному периоду, в котором планируется применение установленных местных налогов и сборов или изменений (плановый период).  В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, который наступает за плановым.

 

Однако, согласно требованиям пп. 12.3.5 п. 12.3 ст. 12 НК Украины в случае если сельский, поселковый или городской совет не принял решение  об установлении соответствующих местных налогов и сборов и акцизного налога в части реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, которые являются обязательными согласно нормам этого Кодекса, такие налоги к принятию решения взыскиваются исходя из норм этого Кодекса с применением их минимальных ставок, а плата за землю взыскивается с применением ставок, которые действовали до 31 декабря года, который предшествует бюджетному периоду, в котором планируется применение платы за землю.

 

Анализ приведенных норм дает основания для вывода, что изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позже чем  за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут меняться на протяжении бюджетного года; при этом опубликование решения органа местного самоуправления об установлении транспортного налога, как местного налога, позднее 15 июля года, является основанием для применения соответствующих норм налогообложения не раньше начала бюджетного периода, который наступает за плановым периодом.

 

При этом к спорному правоотношению не может быть применено положения пп. 12.3.5 п. 12.3 ст. 12 НК Украины, поскольку до 31 декабря 2014 г. соответствующий транспортный налог не взыскивался.

 

Согласно требованиям ст. 3 Бюджетного кодекса Украины бюджетный период для всех бюджетов, которые составляют бюджетную систему Украины, составляет один календарный год, который начинается 1 января каждый год и заканчивается 31 декабря того же года.

 

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что 2015 г. - это плановый период, а 2016 г. - уже бюджетный период, а потому, новые налоги практически не могут быть признаны обязательными к уплате по крайней мере в 2015 г., ведь местные советы  не принимали и не могли принять и официально, сделать достоянием гласности до 15 июля 2014 г. решение об установлении таких налогов и сборов.

 

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Киевского апелляционного административного суда от 23 февраля 2016 г. в деле № 825/3658/ 15-а.

 

При решении дела судом  учтено, что решение " Об утверждении Положений и ставок местных налогов и сборов на территории г. Узин" соответствующим советом было принято 31 декабря 2014 г. (а.с. 32).

 

Учитывая изложенное, суд пришел  к выводу, что налоговое сообщение-решение № 13-17 ответчиком вынесено противоправно.

 

Согласно требованиям ч. 2 ст. 71 КАС Украины в административных делах о противоправности решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий обязанность относительно доказывания правомерности своего решения, действия или бездеятельности полагается на ответчика, если он возражает против административного иска. Это возлагает на субъекта властных полномочий обязанность аргументировано, ссылаясь на доказательства, довести правомерность своего решения, действия или бездеятельности и опровергнуть утверждение истца о нарушении его прав, свобод или интересов, которые ответчиком сделано не было.

 

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что исковые требования являются обоснованными и такими, что подлежат удовлетворению.

 

Руководствуясь ст.ст. 11, 14, 70, 71, 72, 86, 94, 159-163, 167, 254 Кодекса административного судопроизводства Украины, суд

 

п о с т а н о в и л:

 

Иск удовлетворить.

 

Признать противоправным и отменить налоговое сообщение-решение Белоцерковской государственной налоговой инспекции Главного управления Государственной фискальной службы Украины от 9 февраля 2016 г. № 13-17.

 

Постановление набирает законной силы после истечения срока представления апелляционной жалобы, если жалобу не было представлено в установленные сроки. В случае представления апелляционной жалобы постановление, если оно не упразднено, набирает законной силы по возвращении апелляционной жалобы, отказа  в открытии апелляционного проведения или обретение законной силы решением по результатам апелляционного проведения.

 

Апелляционная жалоба на постановление суда подается в Киевский апелляционный административный суд через Киевский окружной административный суд на протяжении десяти дней со дня получения копии постановления.

 

Судья                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Виноградова О.И.

 


 

Тел.: 067 239-93-88 Тел.: (044) 209-50-69
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.   Skype: dkasyan99
01004, Украина, г. Киев, ул.Владимирская, 40/2 офис 24

h6
+38 (044) 209-50-69
+38 (067) 239-93-88
E-maillaw@kasyanenko.com.ua
Адресул. Владимирская, 40/2