h6

Сейчас многие представители бизнеса задумываются о выдвижении своих кандидатур на выборы в местные рады

Сейчас многие представители бизнеса задумываются о выдвижении своих кандидатур на выборы в местные рады. Прежде чем решится на это, необходимо ознакомиться с кардинально изменившимися «правилами игры»: новый Закон «Про місцеві вибори» делает немножко «чайниками» даже тех, кто ранее уже проходил горнило избирательных компаний.

В 2015 году впервые в истории Украины кандидату - «мажоритарщику» придётся бороться на три фронта. По старым правилам, для победы достаточно было набрать больше голосов, чем конкуренты по округу. Сейчас для победы важен рейтинг партии и личный рейтинг внутри партии. Не всё понятно? Сейчас разберемся.

Политическая партия, от которой выдвигается кандидат в депутаты местной рады, должна набрать не менее 5% по избирательному субъекту (городу, области, району). Если политсила не прошла этот барьер, то даже фантастически победные результаты по округу ее кандидата НЕ учитываются. Вывод: вообще не рассматривайте предложения выдвигаться от неизвестных избирателям партий. (Напомню, что в Минюсте зарегистрировано их около двух с половиной сотен).

Это не означает, что при выборе «от кого бы баллотироваться?» стоит ориентироваться только на самые раскрученные партийные бренды, представленные в Верховной Раде. Можно присматриваться к середнячкам и/или силам популярным в регионе. Например, результаты довыборов в 205-ом избирательном округе показали, что в Чернигове может «выстрелить» Демальянс.

Но выдвинуться от проходной партии это – только первый шаг к победе. Просчитывать ресурсы, необходимо исходя из новых правил игры. Что я и сделаю на примере Киева. Этот субъект выбран не потому, что столица. Просто потому что это – единственный местный совет, о количестве депутатских мест которого мы имеем хоть приблизительное представление. В Киеве предусмотрена возможность избрать 120 депутатов (правда, некоторые источники говорят о 84, но мы рассмотрим более вероятный вариант. В других радах численность депутатов будет варьироваться от 10-ти до 80-ти. И точное число зависит от количества избирателей и решения ЦВК.

Итак, избирателей в Киеве более 2-х миллионов. Самый оптимистичный прогноз явки до 60% (берем с запасом). Придёт на избирательные участки не более 1 200 000 избирателей. Следовательно, для того чтобы пройти 5% нужно набрать 60 тысяч голосов. Важно, что бюллетень для голосования один: в нем указана партия, фамилия единственного обязательного кандидата и только после этого ФИО кандидата от партии по конкретному округу. Если кандидатов от политсилы по округу не будет, то в бюллетени будет только две опции.

На мой взгляд, партиям желательно выдвинуть кандидатов, если не по всем округам субъекта (города, области, района), то по большинству.

5% пропорционально соответствует 6 местам в раде (из 120). Больший процент гарантирует пропорционально большее количество мест (например, 10% партии обеспечивает проведение 12 депутатов и т.д.). Если областная рада будет насчитывать 80 мест, то 5% - это 4 депутата, а при 60-ти – 5% - это 3 депутата.

Первый номер в списке – фиксированная позиция (эта кандидатура определяется на момент выдвижения). Дальнейший рейтинг кандидатов определяется в соответствии с голосами, набранными в округе в сравнении со своими собратьями по партии. Т.е. повсеместно будут складываться ситуации, когда кандидат, набравший наибольшее количество голосов в своем округе, не станет депутатом. Для партий с большим рейтингом, теоретически возможен вариант, когда кандидат, не победивший конкурентов в округе, все-таки сможет попасть в раду.

Но даже на примере Киева видно, что в абсолютных цифрах проходной барьер не слишком высокий. Например, для самых маленьких областных рад (Чернивецкой или Кировоградской) 5% скорее всего будут соответствовать двадцати тысячам голосов. Мало? Не спешите радоваться, возможно, это будет пропорционально 2-3 местам в облраде.

Безусловный плюс нового закона о местных выборах в том, что деньги станут недостаточным ресурсом для того, чтобы попасть во власть. Наконец-то становится важным, естественный, для демократического общества ресурс – репутация.

Если вы планируете пойти на выборы - сейчас самое время сделать две вещи. Причем стоит делать их параллельно. Провести социологические исследования электоральных предпочтений (количественные – для понимания рейтинга и качественные – для нащупывания идей компании). И организовать социально-значимое для региона мероприятие с заметными медийными и диджитал эффектами. И начинать нужно прямо сейчас: на работу с избирателями осталось 80 дней. Из них 50 дней собственно избирательной кампании.

Источник: Элина Слободянюк, кандидат исторических наук

h6
+38 (044) 209-50-69
+38 (067) 239-93-88
E-maillaw@kasyanenko.com.ua
Адресул. Владимирская, 40/2