click fraud detection

Где жестко наказанные фальсификаторы выборов? | Касьяненко и Партнеры

Со дня голосования прошло почти семь месяцев и обществу пора узнать об эффективности красивого и жесткого наказания за преступления против избирательных прав граждан. Во время внеочередных выборов в Верховную Раду Украины министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил, что это будет первый избирательный процесс, когда виноваты будут наказаны «жестко и красиво». Со дня голосования прошло почти семь месяцев и обществу пора узнать об эффективности красивого и жесткого наказания за преступления против избирательных прав граждан.

По данным Главного следственного управления, по состоянию на середину марта 2014 года во время внеочередных выборов народных депутатов Украины в Единый учет заявлений и сообщений внесены 4069 заявлений и сообщений о совершенных преступлениях и других событиях,прямо или косвенно связанных с избирательным процессом, по которым было открыто 451 уголовное производство.

При этом по статьям 157, 158, 158-1, 158-2, 159-1, 160 Уголовного кодекса Украины, которые касаются преступлений против избирательных прав граждан и не исключают бытовые хулиганские или иные случаи во время выборов, было открыто 291 уголовное производство.

Всего уголовных производств было открыто по статье 157 Уголовного кодекса — 181. Эта статья Уголовного кодекса Украины охватывает случаи препятствования свободному осуществлению гражданином своего избирательного права, препятствование деятельности другого субъекта избирательного процесса, члена избирательной комиссии, при выполнении ими своих полномочий, соединенные с обманом или принуждением, а также уклонение члена избирательной комиссии в работе комиссии без уважительных причин. В эту статью также включены случаи вмешательства должностного лица с использованием служебного положения в осуществление избирательной комиссией ее полномочий.

Второе место по количеству открытых уголовных производств занимает статья 158 УК (46 случаев), что включает предоставление ложных сведений в орган ведения Государственного реестра избирателей или фальсификацию избирательных документов итогов голосования или сведений Государственного реестра избирателей.

Третье место занимают случаи подкупа избирателей (статья 160 Уголовного кодекса Украины) — 37 случаев.

Значительно меньше уголовных производств было открыто по статье 158-1 УК (незаконное использование избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, голосование избирателем больше, чем один раз), статье 159-1 (нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, политической партии), статье 158-2 (незаконное уничтожение избирательной документации или документов референдума).

Стоит отметить, что по статье 159 Уголовного кодекса (нарушение тайны голосования) не было возбуждено ни одного уголовного производства.

Как свидетельствуют данные Главного следственного управления МВД Украины, только 4,5% уголовных производств от их общего количества получили свое результативное завершение (данные, которые поступили от областных управлений).

Из 13-ти результативно завершенных уголовных производств в 11 случаях были направлены в суд обвинительные акты, в двух случаях речь шла о направлении в суд соглашения о признании виновности, заключенного между обвиняемым и прокуратурой. Разница между обвинительным актом и соглашением состоит в том, что последнее содержит согласованное наказание и согласие обвиняемого на его назначение или на назначение наказания и освобождение от его отбывания с испытанием.

Обвинительные акты, направленные в суд, чаще всего касались уголовной ответственности по статье 158-1 (незаконное использование избирательного бюллетеня больше, чем один раз), меньше по статье 157 Уголовного кодекса Украины (препятствование осуществлению избирательного права работе избирательной комиссии или комиссии по референдуму или деятельности официального наблюдателя). При этом лишь 2 из 11 обвинительных актов касались статьи 160 Уголовного кодекса Украины относительно подкупа избирателей.

Зато одна из двух сделок о признании виновности касалась уголовного преступления по статье 157 Уголовного кодекса Украины (препятствование осуществлению избирательного права или права участвовать в референдуме, работе избирательной комиссии или деятельности официального наблюдателя), другая — статьи 158-1 (незаконное использование избирательного бюллетеня, голосование избирателем, участником референдума более, чем один раз).

По состоянию на март 2015 года органами внутренних дел было закрыто 202 из 291 уголовных производств (69% от общего количества открытых производств). Расследование по 75 (25% от общего количества) уголовных производств ведется до сих пор.

Таким образом, почти 70% открытых на внеочередных парламентских выборах уголовных дел завершились ничем.

В то же время, по данным областных управлений МВД Украины, следователи проводят расследование только по 59 делам. Больше всего до сих пор актуальных уголовных производств касается органов внутренних дел Донецкой (33) и Киевской областей (12).

В 13 областях Украины (Запорожская, Житомирская, Херсонская, Тернопольская, Полтавская, Закарпатская, Хмельницкая, Волынская, Львовская, Черновицкая, Ивано-Франковская, Днепропетровская обл.) уже нет дел, расследование которых продолжается. При этом в этих 13 областях всех вместе в суд было направлено 9 дел.

В других областях количество как незавершенных производств, так и завершенных направлением материалов в суд измеряется единичными случаями.

Достаточно интересна статистика по Кировоградской области, одномандатные округа которой фигурировали в громких политических заявлениях после дня голосования. В частности, речь о наличии фактов, которые, вероятно, свидетельствовали о применении технологий подкупа избирателей в интересах Олеся Довгого.

Органами внутренних дел Кировоградщины было открыто 12 уголовных производств, 11 из которых были закрыты, расследование только одного производства ведется до сих пор. Политический резонанс без эффективного расследования, как известно — пустой звон.

Результативность расследований преступлений против избирательных прав граждан, которые осуществлялись на парламентских выборах 2014 года, существенно повлияет на качество будущих местных выборов. Если виноваты в подкупе избирателей, фальсификации избирательной документации, других преступлениях 2014 года не будут наказаны, это означает, что эти методы будут использовать кандидаты на местных выборах.

И, скорее всего, количество нарушений законодательства будет значительно выше, поскольку общественное внимание не сможет охватить многообразие предвыборных кампаний на местных выборах. Способность правоохранительных органов довести до логического завершения открытые расследования преступлений на выборах является очередным тестом для государства в целом. И в этом вопросе не может быть формализма: столько-то дел открыли, столько-то дел закрыли.

Общество должно быть уверенным, что государство объективно и справедливо наказало виновных и сделало все возможное для предотвращения аналогичных преступлений в будущем. Тем более, руководители силовых ведомств во время избирательного процесса публично обещали продемонстрировать новые подходы к работе, «жесткого» и «красивого» наказание виновных. Время для отчета уже наступило.

Касьяненко Дмитрий Леонидович

Адвокат, управляющий партнер Юридической компании "Касьяненко и партнеры". С 2002 года, Дмитрий Леонидович начал свой путь в юридической сфере, пройдя путь от ключевых позиций в бизнес-структурах до важных ролей в государственном секторе. Благодаря своему опыту, он стал известным специалистом в областях уголовного права, банковского и финансового права, хозяйственного и налогового права и процесса.

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments