click fraud detection

Банки могут получить доступ к информации о своих должниках через базы налоговой | Касьяненко и Партнеры

В конце июля с.г. был зарегистрирован законопроект “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно доступа к информации о плательщиках налогов” В конце июля с.г. был зарегистрирован законопроект “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно доступа к информации о плательщиках налогов” (№2460а), которым предлагается предоставить возможность банкам в режиме реального времени получать информацию с баз данных о плательщиках налогов, а именно – о полученных ими доходах и уплаченных налогах. Насколько законны такие инициативы в отношении граждан?

Причиной появления упомянутого законопроекта является необходимость разрешить проблему с неисполнением заемщиками своих кредитных обязательств перед финансовыми учреждениям, аргументируется в пояснительной записке. Дополнительным преимуществом для банков, в случае принятия законопроекта, станет снижение уровня махинаций с финансовыми ресурсами. Поскольку, получив достоверную информацию о доходах клиентов с налоговых реестров и баз, банк сможет определить финансовый потенциал заемщика и избежать ситуации, когда у последнего нет возможности возвратить деньги.

По большому счету, получение такой информации в отдельных случаях, а также ее использование в самом банке ограниченным кругом сотрудников, не создает больших рисков. Существенным является аспект защиты информации самим банком. Важно, чтобы данными могли воспользоваться только должностные лица кредитного комитета финансового учреждения. Ведь не будем забывать о случаях, когда бывшие сотрудники банков использовали информацию по клиентским счетам с целью мошенничества.

Именно поэтому законодателю необходимо выписать норму максимально четко с точки зрения условий доступа к упомянутой информации сотрудниками банков. К тому же, стоит определиться, когда данные из баз налоговой показывать целесообразно, например, когда речь идет о больших суммах кредита. Другое дело кредитование незначительных сумм, например, покупка мобильного телефона. Доступ к налоговой информации при потребительском кредитовании, будет иметь слишком большое количество сотрудников банков.

Также, непонятным является режим “реального времени”, указанный в проекте, в такой ситуации, сложно отследить согласие лица, относительно которого запрашивается информация.

В дополнение к этому, законодатель не учел, что доступ к информации о доходах заемщика не решит проблему выплат, если через какое-то время уровень доходов должника снизится (например, из-за смены работы). Поэтому говорить о том, что данная законодательная инициатива станет панацеей для банков, преждевременно. Она лишь снизит риски и сформирует для самих банков образ должника. В завершение, также хотелось бы посоветовать авторам законопроекта учесть проблему теневой заработной платы. Ведь в налоговых базах доходы в “конвертах” не отображаются. Данная норма однозначно требует доработки, чтобы достичь заявленных целей, а не ущемить права граждан.

Касьяненко Дмитрий Леонидович

Адвокат, управляющий партнер Юридической компании "Касьяненко и партнеры". С 2002 года, Дмитрий Леонидович начал свой путь в юридической сфере, пройдя путь от ключевых позиций в бизнес-структурах до важных ролей в государственном секторе. Благодаря своему опыту, он стал известным специалистом в областях уголовного права, банковского и финансового права, хозяйственного и налогового права и процесса.

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments